Модернизация инфраструктуры IT-департамента Дальневосточного МегаФона на основе концепции IT Service Management (ITSM)

 

О Заказчике

Дальневосточный МегаФон(ЗАО «Мобиком-Хабаровск») является дочерней компанией ОАО «МегаФон».

Абонентская база компании насчитывает около 3 млн. человек и постоянно растет.

Масштаб проекта

8 географически разнесенных площадок

1500 рабочих станций

Задачи проекта

  • аудит существующего внедрения HP Service Desk 5.1
  • интеграция с Microsoft Systems Management Server 2003
  • интеграция с технической реализацией БЭПО

Результаты проекта

  • эффективная система для управления
  • IT-инфраструктурой, основанная на единой базе
  • знаний о текущем состоянии
  • программно-аппаратных ресурсов компании.

История сотрудничества с Digital Design

В 2004 году для департамента новых технологий Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» был разработан Java-Чат, при помощи которого несколько пользователей мобильных телефонов могут одновременно общаться в сети посредством обмена сообщениями GPRS в режиме on-line. В 2005 году для головного офиса ОАО «МегаФон» специалисты Digital Design разработали систему контроля прохождения радиочастотных заявок.

Ситуация

МегаФон — мобильный оператор нового поколения, одна из самых быстрорастущих компаний сотовой связи. Активное расширение организации и высокие требования к качеству обслуживания абонентов сети «МегаФон» привели к необходимости усовершенствования IT-среды и проведения единой политики в отношении программного и аппаратного обеспечения.

На момент начала проекта автоматизированная служба управления рабочими станциями и серверами компании (АСУ РСС) не обеспечивала предоставление достоверных и актуальных данных об аппаратной и программной конфигурациях компьютеров с установленным клиентским программным обеспечением Microsoft Systems Management Server 2003 .

Инвентаризационная информация о персональных компьютерах добавлялась в базу CMDB продукта HP Service Desk 5.1 вручную, что не всегда позволяло получать актуальную информацию и требовало дополнительных трудозатрат со стороны IT-персонала.

Решение

Для реализации поставленных задач во второй половине 2007 года почти одновременно стартовали проект по разработке библиотеки эталонного программного обеспечения (БЭПО, DSL – Definitive Software Library в терминологии ITIL) и проект по модернизации Автоматизированной Системы Управления Рабочими Станциями и Серверами (АСУ РСС). В январе 2008 года был инициирован проект по модернизации Автоматизированной Службы Сервисной Диспетчерской (АССД).

Все три проекта выполнялись силами инженеров Digital Design.

Библиотека эталонного ПО содержит описания свойств множества ЭПО, включая свойства их версий, лицензий, обновлений и уязвимостей, а также сами файлы дистрибутивов ЭПО, соответствующие описанным свойствам. БЭПО также содержит пакеты обновлений и сопровождающую документацию.

Для реализации основной цели – повышения качества работы IT-службы компании – были решены следующие задачи:

• создана актуальная и достоверная база данных конфигурационных единиц (CMDB) на основе информации из Microsoft Systems Management Server;

• АССД интегрирована с разработанной системой БЭПО, позволяющей получать информацию о ПО, установленном на серверах и рабочих станциях прямо из CMDB, и отслеживать авторизацию.

Получаемая из CMDB информация об аппаратном и программном обеспечении также дает возможность рассчитывать KPI (показатели эффективности) работы сотрудников IT-департамента и проводить различные виды анализа существующей IT-инфраструктуры.

В рамках реализованных проектов специалистами Digital Design были выполнены следующие работы:

• Разработка механизма интеграции БЭПО и HP Service Desk;

• Разработка схемы импорта данных из Microsoft Systems Management Server в HP Service Desk и структуры CMDB;

• Разработка программного продукта БЭПО;

• Предварительное тестирование и запуск в эксплуатацию.

Перед началом работ были сформулированы основные принципы проекта:

• Использование лучшего международного опыта;

• Полная интеграция задействованных в проекте продуктов;

• Надежность и производительность работы комплекса интегрированных продуктов схемы импорта данных из Microsoft Systems Management Server, БЭПО и АССД.

Результат

В результате усовершенствования IT-инфраструктуры обеспечена интеграция АССД с программным обеспечением схемы импорта данных из Microsoft Systems Management Server 2003 и БЭПО. Благодаря этому появилась возможность оперативно собирать по сети инвентаризационные данные о программном и аппаратном обеспечении компьютеров и IP-телефонов, получать актуальные и достоверные сведения об аппаратных конфигурациях на рабочих местах, а также контролировать, насколько используемое в сети ПО соответствует эталонному. Все перечисленные возможности позволили выстроить качественный бизнес-процесс по управлению конфигурациями в IT-департаменте.

Благодаря проведенной модернизации в активе компании появилась эффективная система для управления IT-инфраструктурой, основанная на единой базе знаний о текущем состоянии программно-аппаратных ресурсов компании.

Получаемая информация об аппаратном и программном обеспечении не только важна для оценки текущего состояния инфраструктуры, но и необходима в качестве источника данных при планировании модернизации рабочих систем и подготовке к внедрению новых бизнес-приложений. Таким образом, инвестируя в модернизацию инфраструктуры, МегаФон вкладывает средства в создание долгосрочных конкурентных преимуществ.