Пресса о нас

Как не превратиться в головешку / Вакансия.ру

11 апреля 2013

Сегодня мы поговорим о том, что такое профессиональное выгорание и как с ним бороться.

Марина ГОЛУБЕВА, директор по персоналу группы компаний Digital Design (комплексные услуги по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов):

Большая часть инициатив в рамках работы с персоналом направлена на борьбу с профессиональным выгоранием, даже если первоначально эти инициативы имеют другую цель. Например, то, что мы называем мотивацией, не только дает сотрудникам толчок качественно выполнять свою работу, но и поддерживает интерес к ней, то есть спасает от выгорания. Кроме того, развитая корпоративная культура не только делает компанию привлекательным работодателем, но и позволяет людям чувствовать себя на работе комфортнее, а значит, в стрессовых ситуациях сотрудники испытывают меньшее давление и шансы «выгореть» снижаются.

Важной профилактикой профессионального выгорания является постоянное обучение и развитие сотрудников. Для этого руководители совместно с HR-департаментом разрабатывают для персонала специальные программы развития, которые подразумевают не только обучение, но и постепенное включение в работу над все более сложными проектами или деятельность в новых областях. Во-первых, это позволяет «выращивать» высококвалифицированных специалистов для своей компании, во-вторых, люди не задерживаются на одной ступени слишком долго и чувствуют постоянное движение вперед. А это значит, что они не успеют заскучать от своей работы и «выгореть». Иногда и сам сотрудник может стать инициатором собственного развития.

Ну и, конечно, крайне важно правильно отдыхать, особенно это касается профессий, подразумевающих работу с людьми.

Хороший руководитель не будет пользоваться тем, что сотрудник по собственному желанию проводит лишние часы на работе. Если он регулярно не успевает справляться со всеми задачами, то необходимо выяснить причины этого и устранить их. А если он просто трудоголик, нужно постараться отучить его от привычки засиживаться на рабочем месте допоздна. Работодатель может свести к минимуму количество звонков и писем такому сотруднику в нерабочее время. А если трудоголики затрудняются с планами на выходные и праздничные дни, можно организовать для них подборку интересных мест, событий и вариантов отдыха – например, в корпоративной рассылке.

Все эти и многие другие инструменты мы используем в своей компании, и до сих пор не сталкивались со случаями профессионального выгорания среди наших сотрудников. И это подтверждает эффективность всех перечисленных способов.

Анна ОРЛОВА, менеджер по персоналу ОАО «Рыбообрабатывающий комбинат № 1»:

Профессиональное выгорание – это психологическое истощение, негативные эмоции, которые связаны с работой.

Для того чтобы избежать такого состояния, на мой взгляд, нужно постоянно придерживаться простых правил.

– Решать задачи по мере их поступления, не откладывая в долгий ящик. Большое количество «хвостов», невыполненных вовремя дел очень давит.

– Каждое утро планировать свой рабочий день и стараться придерживаться этого плана.

– Важно уметь правильно расставлять приоритеты в работе.

– Вовремя уходить в очередной отпуск. Отпуск – это всегда положительные эмоции, возможность сменить обстановку. Люди, которые не ходят в отпуск годами, чаще «выгорают», становятся менее продуктивными и очень часто в итоге покидают компанию.

– Очень важно не засиживаться на одном месте. Стараться выполнять разноплановые задачи, осваивать новые участки работы. Это не только повышает ваш уровень как специалиста, но и позволяет находиться в постоянном психологическом тонусе, не скучать из-за выполнения однообразных дел.

– По возможности – посещать тренинги, курсы повышения квалификации.

– Стараться не брать работу домой, а после окончания рабочего дня переключаться на вещи, не связанные с профессиональной деятельностью, – встречи с близкими и друзьями, чтение художественной литературы, просмотр фильмов, походы в кино, театр и т. д.

Считаю, что выполнение этих несложных правил позволит избежать профессионального выгорания и с радостью посвящать работе долгие годы.

Елена ГОРИНОВА, руководитель отдела персонала охранного предприятия «Император Северо-Запад»:

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, кто такой профессионал? Профессионалом может быть любой человек, который добился определенных успехов в своем деле, четко понимает, что он может сделать, а что нет, и не пытается брать на себя больше, чем в его силах.

По сути, профессиональное выгорание – это хронический стресс.

Он характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта и профессионализма. А самое главное, «выгорание» происходит тогда, когда профессионал перестает выходить за рамки своих знаний и не принимает ничего нового, считает, что правильно только то, что он делал годами, и так надо действовать и дальше, а все новации рассматривает как бесплодные фантазии молодых неопытных сотрудников.

Как ни странно это прозвучит, но избежать профессионального выгорания может тот человек, который молод душой, здоров телом, открытый для экспериментов и всего нового! Перестаньте всем доказывать, что вы лучший, просто делайте свое дело с любовью и удовольствием. Позвольте себе ошибаться! Вы – профессионал, значит, всегда найдете выход из любой ситуации, ваш опыт – ваш помощник! Всегда прислушивайтесь к своим молодым и не очень опытным коллегам. Создайте команду единомышленников, которая всегда на вашей стороне и с вами в одной упряжке. Думайте о работе, но не забывайте о себе!

Татьяна Горячева
Вакансия.ру
11.04.2013

К списку прессы ...