Пресса о нас

Наука и бизнес встретились в Петербурге за круглым столом / SPBIT.RU

4 марта 2014

28 февраля в Петербурге состоялось открытие Демоцентра, задача которого заключается в продвижении информационных инноваций, новых программных и аппаратных продуктов для государственных и частных компаний. Заключительным официальным этапом мероприятия стал круглый стол «Вузы и инновации», организованный Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга совместно с журналом IT Manager.

Круглый стол должен был стать связующим звеном между университетами и технологическими компаниями, определить состояние инновационной системы на сегодняшний день.

Ведущей круглого стола стала Начальник сектора Комитета по информатизации и связи Елена Геннадиевна Иванова, а модератором – главный редактор журнала IT Manager Ольга Попова.

Представители крупнейших вузов Петербурга рассказали о том, как развивается их деятельность по созданию инновационных разработок, какие существуют схемы привлечения инвестиций в научные проекты.

Начальник управления-службы информационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета Илья Геннадьевич Горбунов:

«Мы пошли на то, чтобы снизить издержки компаний на разработку новых материалов и систем, создав научный парк, состоящий из 21 ресурсного центра. При этом использование этого оборудования стоимостью более 2 млрд. рублей для студентов, аспирантов, в т. ч. из других вузов, бесплатное. Можно работать и дистанционно: прислать из другого города какой-либо образец для анализа и получить по электронной почте результат. Единственное условие: при публикации требуется отметить, что решение разработано с помощью  оборудования научного парка СПбГУ».

Проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций СПбГУТ им. проф. Бонч-Бруевича Сергей Михайлович Доценко:

«У разных вузов разные возможности. Для большинства из них более значимы те проекты, которые могут быть реализованы в самом вузе, при помощи создания перспективных научно-исследовательских лабораторий и малых инновационных предприятий. Причем если такая лаборатория генерируется только изнутри, она как правило не очень успешна, т. к. сотрудники вуза увлечены собственными разработками и иногда не до конца чувствуют интерес рынка к их продукции. Внесение новых идей со стороны позволяет на начальном этапе скорректировать целевую функцию создания такого структурного подразделения и получить более успешный результат. То есть в создании малых инновационных предприятий участие внешних структур (заказчика) крайне желательно. На сегодняшний день у нас шесть малых инновационных предприятий, из которых одно является действительно успешным. Эти проекты надо рассматривать как стартапы, и если проект состоялся, предприятие может самостоятельно продвигать свои предложения на рынке, а университет, исходя из своего потенциала, должен сосредоточиться на поиске новых инновационных идей. В законодательстве предусмотрен облегченный процесс создания и ликвидации таких предприятий.

Ключ к взаимодействию с бизнесом, как мне кажется, лежит в проведении масштабных, концептуальных проектах университетов. Концепции развития программ, модулей, систем могут заинтересовать большое количество людей. Идеи развития тех или иных направлений должны предлагать сами вузы».

Заведующий кафедрой «Инженерная графика и дизайн» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Владимир Михайлович Иванов:

«Когда мы создавали в Политехе лабораторию визуализации компьютерной графики, идея состояла в поддержании учебного процесса, в предоставлении студентам  возможности самим выполнять серьезные проекты. Первые проекты были инициативными, связанными с использованием ИКТ в музейном деле — они впоследствии были внедрены в Русском музее, Летнем саду, Ораниенбауме, Петродворце… Это, с одной стороны, повышает мотивацию студентов (их труд востребован), с другой стороны, поступили инвестиции заказчиков — солидных организаций. Сейчас развивается наш второй проект связанный уже с промышленным дизайном.

Интересна схема, при которой заказчик сначала дает задание, а покупает созданный продукт, только если убеждается в его жизнеспособности. Это своеобразные инвестиции наоборот. Положительный аспект здесь в том, что авторские права на инновацию принадлежат студентам, а предприятие-заказчик выкупает эти права в случае, если его заинтересовал результат. Такой подход работает во многих странах мира».

Директор Института информационных систем и защиты информации, Санкт-Петербургского Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Евгений Аврамович Крук:

«Не так давно существовала сетевая конференция между российскими и финскими вузами, в рамках которой создавались параллельные группы, работающие по единой тематике. Это была площадка, на которой деятельности студентов и индустриального сообщества смыкались. Сегодня же разработки беспроводной связи предприятий, созданных выпускниками и сотрудниками ГУАП, представлены по всему миру».

Декан факультета радиотехники и телекоммуникаций, заведующий кафедрой радиоэлектронных средств, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ) Виктор Николаевич Малышев:

«Решение о создании нашего технопарка было принято еще в конце 80-х, а в 1993 году он был запущен и действует по сей день. Но это, конечно, не единственный канал взаимодействия с бизнесом. На базе ЛЭТИ проводится конкурс «УМНИК» (Участник Молодежного Научно-Инновационного Конкурса), в котором студенты могут получить награды и непосредственное финансирование проектов. Трудоустройство наших выпускников — одна из главных задач вуза, и ее мы решаем классически: работа по профориентации студентов ведется уже после третьего курса. При этом в бизнес, к сожалению, уходят немногие. Каждый год у нас создаются малые инновационные предприятия, но на эту стадию выходят только те, кто имеет очень серьезный задел, в год это 2-5 проектов. Участие вуза в их деятельности заключается в финансовой поддержке и предоставлении помещений технопарка, лабораторий».

Помощник ректора — исполнительный директор центра инновационного развития Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Валерий Александрович Гулящев:

«Инновация — это экономическая категория. Пока разработка не проинвестирована и не дает позитивный эффект, она не может называться инновацией. Поэтому мы, обладая ныне объединенными ресурсами с Инжеконом и ГУСЭ, стремимся стать центром экспертизы инновационных инвестиционных проектов на территории города и региона. Мы стараемся участвовать в крупных промышленных объединениях, например, в аэрокосмическом кластере. Это дает нам возможность более плотно сотрудничать с предприятиями. Мы готовы предоставить весь наш немалый потенциал для инноваций.

Если говорить о перспективах взаимодействия с бизнесом, то за рубежом распространена пракика государственных инновационных ваучеров, выгодная для всех участников этого процесса и более прозрачная, чем различные фонды. В России, к сожалению, этого пока нет».

Директор Инновационного центра телекоммуникационных технологий Алексей Степанович Грудинин:

«Основная идея создания центра инновационных технологий в области телекоммуникаций — это создание инфраструктуры коллективного пользования. Исследования в нашей области требуют мощных вложений в оборудование, десятков миллионов долларов. Создание единого центра эффективно помогает нашим стартапам. Мы взаимодействуем с российскими и западными университетами и имеем доступ к их ресурсам.   У нас есть опыт успешных стартапов, вышедших на международный рынок. Сложность в России возникает с апробированием проекта, с тендерной документацией».

Вслед за представителями учебных заведений слово взяли менеджеры компаний, представляющие бизнес-сообщество. Они поделились опытом взаимодействия с вузами и взглядами на образование в области ИКТ.

Руководитель отдела региональных продаж ООО «Центр речевых технологий» (ЦРТ) Михаил Владимирович Булыгин:

«Нам нужны «ремесленники», которых выпускают технические кафедры вузов. Но только те что способны не просто собрать из уже существующих модулей систему, а придумать такой алгоритм, который еще никто не делал. Мы создали кафедру речевых информационных систем (Академию ЦРТ) в НИУ ИТМО, на которой приглашаем заниматься студентов любых вузов. Нам нужны ученые в классическом понимании».

Менеджер по работе с государственными учреждениями Cisco Russia Юрий Геннадьевич Панов:

«Cisco позиционирует себя на рынке как некую платформу для заказчиков, которые, базируясь на ней (на протоколах, оборудовании и т. д.), могут создавать собственные инновации. Этот подход аналогичен для всех стран, где представлена Cisco. В России компания инвестирует средства в создание на базе вузов центров разработки, научно-исследовательских центров. Мы сотрудничаем с московским инновационным центром «Сколково», открываем в России производство оборудования. В Петербурге у нас есть успешный опыт сотрудничества с СПбГУТ им. проф. Бонч-Бруевича, где на базе нашего программно-аппаратного комплекса и методических материалов мы создали направление по обучению сетевым технологиям. Также наше оборудование используется в ресурсных центрац СпбГУ. У Cisco есть программа University Connection, позволяющая вузам при разработке проектов продуктивно общаться между собой и таким образом экономить при детальном проектировании.

Универститетам критически важно иметь несколько крупных, фундаментальных проектов, разработать ряд собственных технологий, патентов, используемых бизнесом».

Генеральный директор ООО «Санкт-Петербургский Центр Разработок ЕМС» Вячеслав Михайлович Нестеров:

«Мы широко сотрудничаем со многими университетами в трех направлениях. Первое — собственно обучение. Технологии EMS входят в программы курсов. Второе — проведение совместных исследований. Коммерческим результатом становится, к примеру, разработанные студентами высокотехнологичная часть систем хранения, оригинальный алгоритм компрессии данных и т. д. Третье — стажировки студентов в EMC.

Инновация — это не только идея и технология, но и инвестиции, возможность рационализации этой идеи. За рубежом, как правило, от вуза отсоединяется малое инновационное предприятие, которое в большинстве случаев потом покупается крупной компанией. В России этот механизм тоже начинает работать».

Директор макрорегиона Северо-Запад Microsoft в России Елена Сливко-Кольчик:

«Центров разработок на базе российских вузов у Microsoft пока нет. Однако мы проводим различные локальные открытые конкурсы для вузов, в частности, по созданию бизнес-приложений, инновационных продуктов. Наши технологии внедрены в учебные процессы.

Одним из путей взаимодействия вузов с бизнесом является создание при компании организации, куда студент может принести свой бизнес-проект и получить финансирование на его реализацию. Уверена, что большинство компаний готовы вкладываться в это.

Вуз сам по себе инновационный организм, он, как производитель науки, должен задавать тенденции развития рынка. Компании должны взаимодействовать с вузами как с бизнес-партнерами».

Председатель Совета директоров Группы компаний Digital Design Андрей Рюрикович Федоров:

«Сотрудничество в вузами — серьезная потребность бизнеса. У нас есть открытые университетские программы обучения, а также программы, сориентированные на конкретные вузы и даже на конкретные кафедры. Мы проводим на базе университетов научные исследования из области высшей алгебры, основанные на знании прикладной математики и архитектуры компьютера, в которых заняты и студенты, и профессора. Digital Design активно участвует в конференциях, берет на стажировку студентов. Мы финансируем исследования, направленные на решение наших конкретных задач».

Заметим, что представители как вузов, так и бизнес-сообщества были в основном оптимистичны в своих прогнозах развития инновационных технологий в России. Между тем, упоминались и проблемы правового и экономического характера, такие, как авторское право, сложности в проектной документации или вопрос рентабельности проекта. Поддержка государства, в том числе участие в организации Петербургского Демоцентра, дает надежду на постепенное решение этих проблем.


Андрей Блинов
spbit.ru
04.03.2014

К списку прессы ...