Обзор: Мобильность в бизнесе 2014. Россия мобилизируется с помощью бесконтрольного BYOD / CNews Аналитика

16 мая 2014

Отечественный бизнес не готов покупать сотрудникам устройства, но все более обеспокоен использованием публичных сервисов, которые ставят под угрозу корпоративные данные. Выход заключается в удаленном управлении смартфонами и планшетами.

Скорость обработки информации и принятия решений во многом определяет эффективность компании, поэтому развитие мобильных сетей, появление смартфонов и планшетов дало толчок к развитию новому типу корпоративных сервисов. Первыми преимущества мобильности оценили руководители высшего звена. По данным российского исследования VMware, 100% руководителей и 84% лиц, ответственных за принятие финансовых решений, уже являются мобильными в определенной степени.

Вслед за топ-менеджментом в «мобильность» ушли сотрудники, чья работа связана с регулярными командировками, а также ИТ-специалисты, которые в силу своей профессии склонны к использованию технологических новинок. «Например, это могут быть компании, которые занимаются продажей недвижимости, где большую часть времени агенты проводят на встречах с заказчиками и для оперативного решения бизнес-задач пользуются мобильными устройствами, – рассказывает генеральный директор VMware в России Александр Василенко. – Концепции bring your own распространены также в компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения, поскольку программисты являются достаточно продвинутыми пользователями и, как правило, уже имеют подготовленную специально под себя среду разработки, что значительно упрощает внедрение мобильных концепций».

Сейчас наступил третий этап развития мобильности, когда портативные девайсы в рабочих целях стали массово использовать рядовые сотрудники. Естественно, в большинстве случаев речь идет о личных устройствах (BYOD, bring your own device) и публичных сервисах (например,gmail, dropbox), которые сотрудники задействуют для общения с коллегами и партнерами. Российские компании не готовы спонсировать покупку мобильных устройств, а политики применения различных сервисов пока находятся в стадии разработки.

Уровень использования различных устройств в работе



Источник: VMware, 2013

Согласно опросу, проведенному VMware среди 10 тыс. служащих в 17 странах мира, почти половина сотрудников (48%) используют в работе смартфоны, еще 21% – планшеты, и эти показатели будут увеличиваться.

Три концепции

Использование личных мобильных устройств предъявляет новые угрозы с точки зрения безопасности корпоративных данных. Существует несколько способов решения проблемы. Во-первых, это запрет работы по модели BYOD. Но это не обязательно означает отказ от мобильности. Некоторые крупные компании на Западе раздают сотрудникам смартфоны и планшеты с предустановленным софтом, сертифицированном для работы. «Стандартизация устройств снижает затраты на сопровождение и поддержку сотрудников, проводящих более 20% своего времени вне фиксированного рабочего места», – комментирует Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи». Особенно такой подход получил распространение в Японии. В России эта концепция популярностью не пользуется.

Во-вторых, это введение полной свободы на использование любых устройств и приложений, при этом ИТ-служба помогает пользователям в установке необходимых программ. Такой подход более характерен для небольших компаний сегмента СМБ, а также развивающихся рынков (Китай, Индия и др.). В данном случае экономятся средства на закупке мобильных устройств, закупке лицензионного ПО, разработке мобильных приложений, но страдает безопасность и есть проблемы с совместимостью программ с различными платформами.

Третий вариант представляет собой компромисс: ИТ-служба разрешает использовать собственные устройства, но регламентирует, какие сервисы могут быть использованы, разрабатывает мобильные версии специализированных корпоративных систем, внедряет средства удаленного управления и защиты мобильных устройств сотрудников (решения класса Mobile Device Management, MDM).

Особенности России

Именно последний вариант представляется наиболее перспективным – он сохраняет свободу выбора сотрудникам и обеспечивает ИБ корпоративной информации. «Запрещение использования устройств может на некоторое время избавить от проблем, но сотрудники найдут новые лазейки, и данные начнут утекать. При этом политика запрещения негативно скажется на отношении коллектива к ИТ-службе, – считает Александр Василенко. – Наиболее адекватным подходом является третий: брать управление в свои руки. Здесь главное, чтобы издержки не превышали экономический эффект». При этом он предлагает не ограничиваться только техническими решениями, но и разработать на уровне компании стратегию использования мобильных технологий, учитывающую интересы сотрудников, ИТ, отдела кадров и бизнес-подразделений.

Однако на практике этот путь может оказаться дороже корпоративной закупки устройств. «Для BYOD характерно многообразие как аппаратных платформ, так и версий ПО с разными характеристиками уязвимости. Это требует в ряде случаев разработки большего количества схем защиты устройств относительно унифицированных методов, применяемых на корпоративных устройствах. Кроме того, у специалистов ИБ, занимающихся обслуживанием устройств в случае BYOD, квалификация, и, соответственно, уровень зарплаты, должны быть выше, чем у специалиста, обслуживающего корпоративные устройства и настраивающего типовые схемы защиты», – поясняет Сергей Суханов, руководитель направления департамента систем управления проектами компании «Парма-Телеком».

Закупка мобильных устройств не получила распространение в России не только из соображений экономии, но и из-за отсутствия налаженных каналов работы с поставщиками смартфонов. «Это связано со сложностями заключения контрактов с производителями мобильных устройств, обслуживанием этого парка устройств, да и прямая доставка устройств от производителя у нас не очень распространена, поэтому приходиться вовлекать в данные поставки дополнительные звенья, что тоже привносит риски при поставке», – объясняет Алексей Городищев, руководитель направления департамента аппаратных решений Sofline.

Исключение иногда делается для топ-менеджеров, которым такой набор техники причитается по «статусу», а также для сотрудников, которые постоянно находятся в разъездах или связь с которыми необходима 24 часа в сутки. Причем чаще всего в комплект оплачиваемых устройств попадают не смартфоны, а планшеты. «Планшеты де факто стали вторым устройством для работы с информацией. Смартфоны сотрудники предпочитают выбирать сами, благо смартфонных платформ в корпоративной среде распространено всего две – iOS и Android», – рассказывает Сергей Орлик.

Политика российских компаний в области оплаты мобильных переговоров более мягкая. Многие фирмы, сотрудники которых по долгу службы вынуждены много разговаривать по мобильному телефону и использовать мобильный интернет, готовы оплачивать расходы на связь в разумных пределах. Но по мере распространения мобильных технологий назревает тенденция к отказу от подобной практики. «Сегодня наличие мобильного телефона уже почти такое же требование, как наличие делового костюма, а за костюм же не доплачивают», – констатирует Михаил Альперович, директор лаборатории защищенной мобильности компании Digital Design.

Что мобилизуют в первую очередь

Российский бизнес пытается разобраться, как ему относится к BYOD. Согласно опросу проведенному «АйТи» в октябре 2013 г. среди компаний, заинтересованных в мобильности, 60% фирм никак не регламентируют мобильный доступ к корпоративным ресурсам, хотя 56% поддерживают BYOD. Треть организаций еще не проводила анализ своей инфраструктуры на предмет готовности к внедрению мобильных технологий, а в половине из компаний, проведших аудит, пришли к выводу, что требуется модернизация инфраструктуры.

Готовность инфраструктуры к мобилизации



Источник: «АйТи», 2013

Наибольшей популярностью пользуются базовые коммуникационные ресурсы. Практически все участники опроса планируют обеспечить мобильный доступ к корпоративной почте (95%). Почти столь же востребован доступ к корпоративным файловым ресурсам (общие папки Windows и библиотеки документов SharePoint) – 90%.

Следующая по популярности группа сервисов – это инструменты принятия решений. Внедрение мобильных решения для отображения ключевых показателей бизнеса обсуждается в 58% компаний, а 18% уже внедрили подобные решения. Еще одна категория сервисов, вызывающая интерес с точки зрения мобилизации, – это расширенные средства коммуникации (IP-телефония, мгновенные сообщения, видеоконференцсвязь). Доля компаний, реализовавших подобные решения, составляет 13–16%, а к концу 2014 г. вырастет до 30–40%.

Проникновение различных мобильных сервисов



Источник: «АйТи», 2013

Наименьшее проникновение мобильных технологий наблюдается в сегментах корпоративных систем (ERP, CRM) и системах обслуживания (управление и мониторинг исполнения заявок, ТОИР, учет оборудования и т.п.). Например, мобильные приложения CRM внедрены в 8% организаций, еще 10% планируют их внедрить в 2014 г., еще 25% пока рассматривают такую возможность.

Уровень проникновения BYOD в России

Оценки того, насколько в России распространена модель BYOD, сильно разнятся. Наиболее пессимистичную статистику дает Gartner. По оценкам аналитиков этой компании, проникновение BYOD по обычным мобильным телефонам составляет 36%, а смартфонам – только 5%, что в разы меньше чем как на ведущих рынках, так и в других странах БРИК. Столь низкие цифры связаны с тем, что оценка проводилась по количеству компаний, имеющих внедренные политики BYOD, а не по числу людей, реально использующих свои устройства для работы, полагает коммерческий директор компании «Аванпост» Александр Санин.

«Далеко не все российские компании, придерживающиеся принципа BYOD и реально разрешающие сотрудникам приносить и использовать свои устройства, ассоциируют себя с группой предприятий, которые реально внедрили подобную систему и выработали на этот счет все необходимые инструкции и правила. Другими словами, во многих компаниях принцип BYOD применяется частично и не подкреплен какой-то общей политикой, поэтому говорить об успешном внедрении мало кто готов», – поясняет он.

В большинстве российских ИТ-компаний критически отзываются об этой статистике. Алексей Городищев считает, что проникновение BYOD по смартфонам составляет 55%. «BYOD как использование мобильных устройств в деловых целях уже превышает 50%, – согласен Сергей Орлик. – BYOD как системная политика компании в обеспечении мобильной работы запаздывает в России на 3– года и должен по факту регламентации достигнуть 20–30%».

«В части смартфонов, на мой взгляд, данная статистика необъективна, – комментирует Михаил Альперович. – Не могу поверить, что личные смартфоны в России используют в работе меньше, чем личные стационарные ПК. Подавляющее большинство офисных работников сейчас имеет смартфоны, в то время как компании далеко не всегда готовы их своим сотрудникам предоставлять». По его оценке, уровень проникновения BYOD в категории смартфонов составляет около 30%.

Сложности оценки также связаны с особенностями рынка корпоративных устройств в России. «По факту же в нашей стране очень мала практика заключения глобальных соглашений с производителями для обеспечения фирмы необходимыми устройствами, поэтому сбор данной статистики наталкивается на весьма прогнозируемые проблемы», – отмечает Алексей Городищев.


Павел Лебедев / CNews Analytics

<< К списку новостей

Продолжая использовать данный веб-сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и тем,
что группа компаний Digital Design может использовать файлы cookie для оптимизации работы веб-сайта.