Пресса о нас

Обзор: Мобильность в бизнесе 2014 / CNews Аналитика

16 мая 2014

CIO необходима стратегия мобилизации

Главное для ИТ-директора при внедрении мобильных технологий – определить, кому и какие сервисы нужны, а также выбрать решения, использование каких из них экономически целесообразно. Пока уровень проникновения мобильных сервисов в российских компаниях остается невысоким, а в некоторых случаях внедрение новых технологий приводит к снижению эффективности. Избежать этого можно с помощью выработки грамотной стратегии мобилизации.

Первый этап мобилизации заключается в планировании. Нужно определить, какие группы пользователей заинтересованы в мобильных сервисах и какие именно приложения им необходимы, выработать соответствующие политики доступа. Более других мобильные сервисы нужны топ-менеджерам и «полевым» сотрудникам, например, торговым агентам.

«С развитием сетей передачи данных продавцы получили уникальную возможность, о которой еще 10 лет назад можно было только мечтать: приехать к клиенту и в режиме онлайн оценить динамику продаж, доступное количество товара на складе, ожидаемые к отгрузке/поставке товары, открытую дебиторскую задолженность по данному клиенту и возможный лимит, а также сразу же сделать заказ. Кто уже использует подобные технологии, тот получает выигрыш в скорости и эффективности работы, и это – очевидное конкурентное преимущество», – рассказывает Георгий Нанеишвили, директор по развитию партнерской сети компании Qlik в России.

Наибольшим спросом пользуются базовые услуги – электронная почта, календарь, доступ к системе файлов. Вторая по популярности группа сервисов – оперативные и ключевые показатели деятельности, документооборот, аналитические инструменты (BI). В некоторых случаях пользователи получают доступ к таким базовым корпоративным системам, как ERP, CRM, а также к универсальным средствам коммуникации – IP-телефония, видеоконференцсвязь, мгновенные сообщения.

Уровень проникновения мобильных сервисов в России



Источник: «АйТи», 2013

Георгий Нанеишвили считает, что мобилизация будет развиваться исходя из потребностей самых мобильных сотрудников: «Наиболее востребованными в этом ключе являются решения по интернет-торговле и управлению отношениями с клиентами (CRM), системы бизнес-анализа (BI) и учетные системы (в части работы с клиентами и поставщиками). В последнее время отчетливо заметен тренд на мобилизацию BI-приложений для предоставления пользователям не просто удобного доступа к бизнес-аналитике, а возможности самостоятельного построения аналитических отчетов на любой мобильной платформе, причем желательно без привязки к какой-либо системе или поставщику оборудования.

По мнению Сергея Суханова, руководителя направления департамента систем управления проектами компании «Парма-Телеком», в крупных компаниях, в том числе западных, ориентированных на организацию бизнеса с применением эффективных коммуникаций между территориально удаленными офисами и сотрудниками с помощью ИТ-инфраструктуры, а также мессенжеров, стратегии по мобилизации бизнеса, как правило, присутствуют. Сотрудникам выдаются ноутбуки, смартфоны и планшеты с возможностью интернет-подключения к корпоративным ресурсам, определены требования к ИБ, имеется возможность настройки собственных мобильных устройств для подключения к ресурсам компании. «Однако у большинства наших российских клиентов стратегия мобилизации подразумевает отсутствие необходимости применения BYOD для большинства сотрудников, за исключением топ-менеджмента. Так выполняются требования ИБ и сокращаются затраты на ИТ-поддержку», – констатирует Сергей Суханов.

BYOD или COPE

Второй этап мобилизации заключается в выборе технологической платформы, на которой будут реализовываться сервисы. Важнейшей составляющей при выборе тех или иных технологических инструментов является финансовый анализ на предмет экономической целесообразности – не перекрывают ли затраты на внедрение и поддержку тех или иных мобильных инструментов положительный эффект от их использования?

В случае отсутствия собственной облачной архитектуры, необходимо спланировать ее строительство или найти внешнего облачного провайдера. Далее нужно выбрать базовые программные решения. Часто в центре мобильных систем предприятия находится решение MDM (Mobile Device Management), которое позволяет удаленно управлять устройствами сотрудников – встраивать дополнительные элементы защиты, блокировать данные, устанавливать права доступа приложениям и т.д. Нужно определиться, оправдано ли использование MDM и какое именно решение следует выбрать, если ответ положительный. В мире уровень проникновения MDM в корпоративной среде около 30%, а в США превышает 50%. В России это рынок пока находится в зачаточном состоянии, проекты носят единичный характер.

Кроме того, необходимо решить, какой принцип использования мобильных устройств будет применен – BYOD (Bring your own device), когда сотрудники приносят личные девайсы, или COPE (Corporate owned, personally enabled), то есть централизованные закупки аппаратов. В случае жестких требований безопасности выбор делается в пользу MDM и COPE. Если соображения ИБ не критичны, то дешевле использовать BYOD без MDM. Существуют различные оценки проникновения BYOD в России, разброс составляет от 5% до 55%. В первом случае дается оценка количества компаний, в которых есть регламентированная политика в отношении использования мобильных устройств, вторая цифра включает компании, в которых не выработана стратегия мобилизации, но на практике сотрудники используют бесплатные публичные сервисы.

Собственная разработка или готовый продукт

Далее следует определиться, какие именно приложения следует использовать. «Основная проблема при мобилизации – это определение того, какой сервис использовать: готовый коммерческий или разворачивать свой», – считаетАлександр Клинцов, генеральный директор компании StarBlazer. Обе стратегии имеют свои сильные и слабые стороны: «Минусы своего решения – это сроки реализации и внедрения, а также этапность осознания применений и вытекающие из этого задержки до начала эффективного использования. Коммерческий вариант быстрее, клиент начинает использовать продукт, опираясь на уже существующие кейсы, а главный минус – это сложность адаптации под себя».

Как правило, делается выбор в пользу решений вендоров, с которой у компании уже есть опыт сотрудничества. «Наличие у предприятия действующих лицензий и инфраструктурных решений от определенного вендора влияет на выбор готового решения. В этом случае на первое место выходит оценка сроков доработки готового решения под бизнес-процесс», – рассказывает Ольга Касьяненко, эксперт по мобильным решениям R-Style.

При наличии в компании уникальных бизнес-процессов возникает необходимость в разработке собственных мобильных сервисов, хотя это означает дополнительные затраты для бизнеса. «Если бизнес-процесс уникальный, то собственная разработка необходима, – подтверждает Виктор Ивановский, заместитель руководителя направления инфраструктурных решений департамент информационной безопасности компании Softline. – Хотя разработка – это очень длительный и затратный процесс. Затратный не только с точки зрения создания приложения, но и его отладки, поддержки, добавления функционала, стабильности выхода новых версий. Поэтому этим нужно пользоваться как крайним средством, реализовывая те решения, с которыми кто-то уже работал».

«Важный фактор – это развитость ИТ-службы. Иной раз лучше отдать продукт на сопровождение производителям, чем отвлекать персонал на создание и сопровождение своего продукта. Ведь это и штат разработчиков, и тестировщиков, и нагрузка на хелпдеск», – согласен Александр Клинцов.

Поскольку количество предложений на рынке бизнес ПО увеличивается, бизнес все реже и реже прибегает к собственным разработкам. С другой стороны, взять готовый продукт вендора с полки не всегда представляется возможным, часто приходится дорабатывать решение под себя. «Увы, своими силами не всегда удается решить проблему разработки нужного сервиса. С другой стороны, предлагаемые на рынке решения зачастую предлагают избыточную функциональность, либо разработаны под требования другого клиента с учетом его особенностей ведения бизнеса и потому требуют дополнительной адаптации под текущие задачи», – рассказывает Георгий Нанеишвили.

Таким образом, ситуация может развиваться в трех направлениях: использование полностью готовых решений, разработка с использованием готовых платформ (например, SAP, Oracle, OpenSource), а также полностью собственная разработка. «Выбор пути реализации может быть основан на множестве критериев: нужды и особенности бизнеса, сроки реализации и внедрения, стоимости, особенности инфраструктуры и так далее. Поэтому однозначного ответа в виде рецепта нет, а есть варианты со своими достоинствами и недостатками. Ситуация, особенно в крупных организациях, каждый раз уникальна», – говорит Константин Астахов, руководитель направления портальных и мобильных решений компании «Крок».

«Детские» болезни

После того как составлен проект мобилизации, выбрано решение, оценена его экономическая эффективность, компания приступает к внедрению. Сначала стартует «пилот» на ограниченной группе сотрудников, в случае успеха опыт масштабируется на всю компанию. Ключевой момент на данном этапе заключается в соблюдении сроков реализации и «политической воли» руководства. «Одна из главных проблем в «мобилизации», как и в любой другой новой области — затягивание выработки и принятия каких-либо решений. Мне знакомы компании, которые еще три года назад были в целом готовы к реализации мобильных проектов, но до сих пор их так и не начали. «Долго запрягаем» — так можно образно сформулировать эту проблему», – считает Михаил Альперович, директор лаборатории защищенной мобильности компании Digital Design.

По его мнению, пока бизнесу не хватает системности в проектах по мобилизации, чаще всего это «порождение нефункциональных игрушек для топ-менеджеров, утопические мобильные клиенты к системам СЭДО». «Мобилизация не может являться самоцелью. Однако, как показала практика, изменения в подходах к работе, которые несет в себе мобильное устройство, может не повысить, а, наоборот, снизить ее эффективность. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, зачастую на планшетный компьютер или телефон пытаются перенести задачу в неизменном «стационарном» виде. Во-вторых, задача, которую «мобилизируют» лежит в области генерации контента, когда на самом деле мобильное устройство больше подходит для задач управления контентом», поясняет Михаил Альперович. В пример он приводит процесс согласования договоров, который с функциональностью режима рецензирования пытаются портировать на планшет. «Данные вопросы смело можно назвать детскими: они обусловлены новизной тематики, неопытностью как заказчика, так и поставщика», – резюмирует эксперт.


Павел Лебедев / CNews Analytics

К списку прессы ...