Пресса о нас

12 мифов о СЭД в России | iBusiness

5 февраля 2015

Развенчиваем 12 самых актуальных мифов об электронном документообороте и сопутствующих решениях

СЭД — одна из самых загадочных и замифологизированных областей IT. Сектор стал обрастать мифами с момента его образования. Естественно, часть из них уже устарели и потеряли актуальность, но новые отраслевые и IT-тренды добавляют рынку заблуждений. Пришла пора развенчать самые актуальные из них.

1. СЭД — это автоматизация канцелярии, входящих/исходящих и распорядительных документов

Несмотря на то что системы электронного документооборота уже давно закрепились на российском рынке, такая точка зрения встречается достаточно часто.

Канцелярия — это только одна из форм организации ЭДО, наилучшим образом отвечающая отечественной практике работы с бумажными документами

По факту электронный документооборот есть у всех. Как только вы сделали файл в Word и отправили его по электронной почте или получили файл по почте — электронный документооборот уже случился.

«Канцелярия — это только одна из форм организации ЭДО, наилучшим образом отвечающая отечественной практике работы с бумажными документами», — пояснил Сергей Курьянов, директор по стратегическому маркетингу «ДоксВижн». Эта форма подразумевает тотальный централизованный учет всех официальных документов, а также контроль процесса исполнения выданных по ним поручений руководства.

Однако официальными документами контент предприятия не исчерпывается, до них и в процессе их подготовки создаются и циркулируют неофициальные документы. И потоки их гораздо сложнее и больше.

«Мы живем в информационном мире, и почти 100% информации существует в форме электронных документов. Настоящая СЭД должна решать задачу управления всеми без исключения электронными документами — как официальными, так и неофициальными», — рассказал Сергей Курьянов. Правильнее, по его словам, не плодить отдельные системы для каждого вида документов, а требовать от собственной СЭД комплексного решения задачи.

2. СЭД сама по себе избавит компанию от внутреннего беспорядка

Это один из прочно укоренившихся мифов. На самом деле СЭД не решают проблем организационного бардака, если он уже есть в компании.

Если внутри компании бардак, первоочередным является наведение организационного порядка, и только как один из инструментов здесь может выступать система СЭД/ECM

«Если система внедряется в компании, в которой нет понимания внутреннего взаимодействия, бизнес-процессов и зон ответственности, то внедрение системы только усугубит эти проблемы», — пояснил Иван Тарханов, руководитель направления электронного документооборота Cognitive Technologies. Лица, принимающие решения о внедрении, должны четко представлять, какие цели они преследуют этим проектом.

Если внутри компании бардак, первоочередным является наведение организационного порядка, и только как один из инструментов здесь может выступать система СЭД/ECM.

3. Если документооборот электронный, значит он эффективный

Этот миф был на пике популярности несколько лет назад. Сейчас большинство заказчиков уже понимают, что это не так, но многие продолжают верить в это заблуждение.

Эффективность документооборота определяет множество факторов, недостаточно просто перевести его в электронную форму

«Электронный документооборот тоже может быть неэффективным, все зависит от того, насколько эффективно выстроен сам бизнес–процесс, а не от его технической реализации», — рассказал Сергей Плаунов, руководитель направления BPM и ECM компании КРОК.

«Следует ответить себе на вопросы: был ли проведен реинжиниринг, осмыслены существующие лучшие практики в компании, учтены и унифицированы процедуры, которые важны для компании в целом», — пояснил Илья Константинов, департамент корпоративных систем, технический эксперт Digital Design. Важно также, кто и в каком режиме пользуется системой, работает ли в СЭД руководство или все, что требуется, делают помощники. Это все нюансы, но, по словам Константинова, вытекают они из целей заказчика внедрения.

Так, если к переходу на электронный документооборот приурочить реинжиниринг и оптимизацию бизнес-процесса документооборота, то, по словам Сергея Плаунова, можно сразу воплотить его в наиболее эффективной форме.

4. Лучший выбор — решения лидеров рынка

Этот миф лежит на поверхности и за счет своей простоты и очевидности захватывает умы заказчиков, предопределяя или как минимум серьезно влияя на их выбор. Но на самом деле не все так просто.

Сейчас потребности рынка меняются, и все более актуальными становятся решения, разработанные 4 – 5 лет назад

«Системы, пик популярности которых приходится на сегодняшний день, завоевывали рынок в прошлые годы, когда заложенные в них технологические и другие преимущества были наиболее востребованными», — рассказал Александр Назаров, руководитель отдела продаж компании Haulmont. Сейчас потребности рынка меняются, и все более актуальными становятся решения, разработанные 4 – 5 лет назад.

Такие системы с меньшим, чем у лидеров, количеством внедрений, по словам Назарова, могут быть гораздо прогрессивнее, технологичнее, они основаны на современных технологиях и будут актуальны как минимум 5 – 7 лет после внедрения. При этом срок их присутствия на рынке, а следовательно, и опыт реализации проектов может быть более чем достаточным для реализации проектов любого масштаба.

5. Системы западного производства более функциональные и гибкие

Этот миф имеет под собой реальное основание. Исторически российские системы уступали западным ECМ-решениям, однако они были в большей степени ориентированы на процессы, требующиеся именно российским компаниям, которые с точки зрения организации управления имеют определенную специфику.

«За прошедшие десятилетия развития рынка СЭД наиболее зрелые отечественные производители реализовали мощные и гибкие платформы автоматизации, не уступающие западным системам», — пояснил Владимир Андреев, президент «Доксвижн». При этом, по его словам, они обладают определенными преимуществами, так как содержат готовые модули и приложения, ориентированные на автоматизацию процессов с отечественной спецификой, не говоря уже о стоимости ПО и доступности сервисов.

6. СЭД только для организаций с четкими регламентами и описанными бизнес-процессами

Действительно, если в организации бардак, толку от работающей СЭД мало. Но совсем не обязательно, чтобы все было правильно и четко.

«Последнее время всё больше компаний, которые пользуются гибкими методологиями управления, применяют адаптивный кейс-менеджмент», — рассказал Иван Тарханов. СЭД, по его словам, тоже приспосабливаются к этой тенденции и меняют свои классические конфигурации и правила работы.

7. Сразу после внедрения системы можно начинать активно использовать ее

В силу природы объекта автоматизации — процессов корпоративного управления — внедрение СЭД не может восприниматься как обычный проект, заканчивающийся сдачей в промышленную эксплуатацию. Любые процессы управления — постоянно меняющаяся сущность. Кроме того, в начале внедрения СЭД принимающая сторона плохо представляет себе реальные возможности потенциальной системы.

«На практике внедрение СЭД — это цепь взаимосвязанных проектов как по развитию номенклатуры автоматизированных процессов, так и по расширению их функционального наполнения и модернизации процессов», — рассказал Владимир Андреев. Именно поэтому к инструментарию СЭД предъявляются специфические требования, по возможности кастомизация уже внедренных приложений и быстрая автоматизация все новых и новых процессов.

8. При внедрении СЭД от заказчика ничего не требуется, все сделает исполнитель

Заблуждение в первую очередь характерно для небольших компаний, а также для тех, кто не увлекается информатизацией и нечасто проводит подобные проекты. На самом деле внедрение СЭД — это почти всегда изменение внутренней работы и распорядка компании.

«Если коллектив к этому не готов и нет мощнейшей мотивации на изменение, то эффект будет обратным или нулевым», — рассказал Иван Тарханов. При этом в последнее время, по его словам, тенденция к изменению есть, т.к. заказчики стали более опытными.

9. Малому бизнесу не нужна хорошая СЭД

Миф достаточно очевидный и связан с общим заблуждением о том, что небольшим компаниям достаточно MS Office и «1С».

Действительно, если в компании работает 10 человек, можно наладить регистрацию и учет документов в Excel, хранить образы документов в облаке, а маршрутизировать в Outlook.

«Небольшой организации может подойти облачное решение. Это и Google Apps, и Microsoft Office 365», — рассказал Сергей Курьянов.

«Это вполне может быть хорошая и понятная система для данной команды в данных условиях», — пояснил Илья Константинов. Вопрос в том, какие задачи ставит малый бизнес перед собой и IT?

«Все зависит от того, что считать малым бизнесом. Если из этого определения исключить микробизнес, где процесс документооборота довольно специфический, то польза от СЭД для малого бизнеса есть», — рассказал Дмитрий Шушкин, директор по корпоративным проектам ABBYY Россия. Конечно, из-за масштабов эффект от использования СЭД для малого бизнеса будет менее очевиден, чем для среднего или крупного.

«Конечно, такие функции, как регистрация входящей корреспонденции, контроль исполнения поручений, автоматизация процедур согласования документов, для малого бизнеса чересчур громоздки и не нужны, так как такие вещи небольшой группе людей проще и быстрее обсудить, просто сев за один стол», — пояснил Сергей Плаунов. В то же время средства формирования рабочей информационной среды, в которой можно качественно структурировать информацию, осуществлять поиск и обеспечивать к ней быстрый доступ, формировать шаблоны документов, обсуждать их и т.д., могут быть очень к месту даже в случае малого бизнеса.

«Если предприниматель планирует расти, то необходимо думать о развитии и отладке внутренних коммуникаций, бизнес-процессов», — пояснил Илья Константинов. И рано или поздно вопрос о выборе платформы документооборота станет актуальным.

10. Мобильные СЭД опасны

В реальности мобильные СЭД не более опасны, чем другие корпоративные приложения с мобильным доступом.

«Угроза не в мобильной СЭД, а в реализации конкретного мобильного АРМ, в отсутствии или неправильном применении политик безопасности IT-персоналом заказчика», — пояснил Сергей Курьянов.

«Здесь многое зависит от политики компании, используемых технологий и подхода к обеспечению информационной безопасности — должны быть проработаны как организационные, так и технические меры», — рассказал Сергей Плаунов. При должном внимании к этому вопросу с применением современных средств это безопасно. И, по словам Плаунова, жизненно необходимо в современных реалиях.

«В настоящее время вендоры СЭД решают вопрос безопасности доступа к корпоративным данным. Для некоторых платформ существуют отдельные программные продукты, обеспечивающие защищенный мобильный доступ к СЭД», — пояснил Илья Константинов. Разнообразие способов доступа, по его словам, требует комплексных средств защиты. И эта задача решается IT-службами не столько в контексте СЭД, сколько в контексте всего IT-ландшафта компании.

«Также ответом на этот миф будет факт, что в крупных корпорациях, в том числе финансовых и государственных, мобильный доступ к СЭД есть и используется на самых высоких уровнях менеджмента», — рассказал Илья Константинов.

11. Для внедрения ЭЦП нет законодательной базы

На самом деле законодательная база для внедрения ЭЦП полностью готова.

«Сейчас уже никто не мешает предприятиям переходить на безбумажный документооборот с любыми документами, кроме небольшого оговоренного перечня (кадровое и другие специальные виды делопроизводства)», — объяснил Сергей Курьянов. Проблема чаще не в том, что нет законов и подзаконных актов, а в том, что предприятие не разработало внутренние нормативные документы, легитимизирующие использование средств ЭЦП, и поэтому не может перейти на безбумажный документооборот.

Это, по словам Курьянова, как проблема «последней мили» в проводном интернете — когда есть и магистральные каналы, и инфраструктура маршрутизации, но нет подключения домашнего компьютера к этой инфраструктуре.

«Никто ведь за вас не вызовет провайдера и не организует у себя подключение и маршрутизацию внутри квартиры», — объясняет он.

12. СЭД слишком долго внедрять

Это утверждение когда-то было вполне справедливым, но на данный момент это полноценный миф.

«Действительно, пять лет назад внедрять СЭД по образу, подобию и регламентам бумажного документооборота было долго и сложно. Причиной тому были: неприятие новых стандартов работы пользователями, «тяжелые» десктопные интерфейсы СЭД, дублирование работы с электронными и бумажными документами, длительные обучения работе в СЭД», — рассказал Александр Назаров. А если учесть время на предпроектное обследование, долгие настройки системы и встраивание ее в ИТ-инфраструктуру организации, время на установку приложения для каждого пользователя и прочие факторы, то внедрение СЭД действительно отнимало много времени и ресурсов. Но сейчас ситуация иная.

«Современные платформы СЭД содержат много инструментов для ускоренного внедрения, от набора готовых к использованию приложений до инструментов, позволяющих постепенно наращивать функциональность от простого к сложному», — пояснил Сергей Курьянов. Так что начать можно достаточно быстро и недорого и развивать в случае необходимости до любого уровня.

«Сроки внедрения СЭД зависят от сложности самого бизнес-процесса документооборота, необходимости его оптимизации, объема доработок и кастомизации того или иного решения, количества пользователей и интегрируемых систем в организации и пр.», — рассказал Сергей Плаунов. Когда речь идет о десятках тысяч пользователей и о множестве интегрируемых систем, то 2 – 3 года — это вполне нормальный срок. Средний бизнес, по словам Плаунова, может получить промышленную СЭД в среднем через полгода.

«Скорость внедрения СЭД зависит от широты постановки задачи», — рассказал Дмитрий Шушкин. Чтобы не ждать эффекта несколько лет, нужно делать реализацию поэтапно. Правильная приоритизация задач, по словам Шушкина, поможет получить ощутимые результаты уже после первого этапа внедрения.


Источник: iBusiness.ru

К списку прессы ...