Пресса о нас

Есть контакт / Коммерсантъ Секрет Фирмы

1 февраля 2012

Осенью 2011 года в Москве прошла конференция “День корпоративной мобильности”. 81% из 150 присутствовавших на ней топ-менеджеров заявили, что мобильные устройства повышают качество коммуникаций.

Мобильные профессионалы хотят быть в курсе того, что происходит на их “поляне”, даже находясь в тысячах километров от офиса

Мобильное наступление

Тему корпоративной мобильности обсуждают давно. Но лишь в прошлом году окончательно стало ясно, что в России появился новый класс “мобильных профессионалов”, если пользоваться терминологией исследовательской компании IDC. Это сотрудники, которые много рабочего времени проводят вне офиса и нуждаются в своевременном и безопасном мобильном доступе к корпоративным ресурсам. К 2013 году, как прогнозирует Cisco, количество мобильных работников в мире составит 35%. В США к этому времени, предсказывает Cisco, их станет 75,5%, в Западной Европе — более 50%. Россия, безусловно, тоже находится в тренде.

Эксперты отмечают быстрый рост числа вертикальных мобильных решений для iPhone и iPad, отвечающих потребностям мобильных профессионалов. И это при том, что у продуктов Apple есть определенные трудности во взаимоотношениях с корпоративными пользователями. Речь идет об усложненной кастомизации устройств под специализированные запросы бизнеса и потребности менеджеров.

Заместитель руководителя практики SAP компании “Астерос консалтинг” Петр Лилеев рассказывает, что ситуация изменилась осенью прошлого года. Тогда Apple начала программу сертификации ИТ-компаний, которые специализируются на ее платформе. Группа “Астерос”, в которую входит компания “Астерос консалтинг”, пока единственная в России получила статус авторизованного системного интегратора Apple, при том что рынок программных решений для корпоративной мобильности в России пока достаточно мал. Петр Лилеев убедил руководство в способности этого направления развиться в полноценный бизнес. Сейчас в “Астерос консалтинге” оно рассматривается как одно из наиболее перспективных. Из-под пера разработчиков компании вышло первое “коробочное” приложение — программа для мобильных устройств myDashboard, представляющая собой монитор руководителя. Интерфейс достаточно простой: привычные виджеты демонстрируют текущие значения ключевых показателей (можно настроить 12 KPI) в виде диаграмм, которые также можно распечатать. Если ситуация выходит за пределы плановой, индикатор окрасится в желтый или красный цвет. Часть не самых важных показателей можно спрятать в компактный блок без графического представления. Когда два показателя связаны между собой, два графика изменения их значений располагаются рядом. Также пользователь может изучить организационную структуру своей компании и посмотреть KPI по каждому отделу.

Приложение предлагается разработчиком в двух модификациях: с применением сценарного подхода и в унифицированном варианте. Сценарный подход означает более глубокую кастомизацию и адаптацию приложения под нужды конкретного заказчика, в том числе с дописыванием кода. Унифицированный вариант дешевле и допускает лишь простейшую настройку. Данные myDashboard берет из ERP-системы. В настоящее время программа настроена на работу лишь с решением SAP. Вскоре появится версия под 1С. Но в простейшем случае данные могут транслироваться через таблицу Excel — достаточно поместить файл определенного формата в заданном месте на сервере и открыть к нему доступ. Картинка в myDashboard будет обновляться тогда, когда в таблице появятся новые цифры.

Чистый металл

На создание этого решения Петра Лилеева вдохновил предыдущий опыт: на прежнем месте работы, в “Норникеле”, он участвовал в разработке очень похожей программы. Это было уникальное решение — надстройка над SAP BI, которое в компании называли Dashboard, или “Топ-аналитика”. Программу создавали в ответ на потребности топ-менеджмента: руководство хотело, чтобы в любой точке мира сотрудник был в курсе происходящего с “полем”, за которое он отвечает. До того эту информацию рассылали раз в квартал в виде презентаций. Проект поддерживался на самом высоком уровне и завершился всего за четыре месяца, в январе 2009 года. Приложение позволяло отслеживать грузы еще до прибытия в порт, заранее готовить контейнеры и производственные мощности.

Один из клиентов “Астероса”, компания СУЭК, изучив решение “Норникеля”, захотела получить нечто похожее для анализа огромного количества данных, накопленных за много лет в ERP. После этого “Астерос” реализовала проект по отслеживанию KPI на iPhone и iPad для МТС. Теперь сотрудники компании получают оповещение Push в любое время суток, если значения KPI, за которые они ответственны, выходят за рамки плановых. На устройстве появляется значок непрочитанного сообщения.

Команда Лилеева включает трех ключевых разработчиков и аутсорсинговых партнеров. В будущем приложение адаптируют под отраслевую специфику. Скоро появится решение для металлургии под названием “Мобильное техническое обслуживание”, или МоБиТо.
Аналитик IDC Петр Городецкий видит перспективным рынок мобильных BI-решений: “Сегмент вряд ли можно считать насыщенным, поскольку бизнес только начинает осознавать выгоду мобильных BI-приложений. Бизнес ценит любую возможность оперативно принимать ключевые решения, чему мобильный BI будет, несомненно, способствовать”.

Сладкое слово “мобилити”

Пока в России только начинают появляться и распространяться решения, которые удовлетворяют базовые потребности мобильных профессионалов. Прежде всего те, что позволяют работать с корпоративными ресурсами (базами данных, почтой, порталом, документооборотом и пр.) с персональных устройств в защищенном режиме. Компания DigitalDesign в прошлом году разработала приложение для топ-менеджеров — “Планшет руководителя”. Михаил Альперович, руководитель центра разработки решений для планшетных устройств компании DigitalDesign, рассказывает: “В прошлом году мы внедрили это решение в нескольких крупных российских организациях, в том числе в Сбербанке, “Российских железных дорогах”, на Кировском заводе, в правительстве Мурманской области”. В 2012 году DigitalDesign планирует выпустить версии под Windows и Android, а также расширить возможности интеграции с корпоративными порталами, аналитическими бизнес-приложениями и др. “Многие крупные вендоры программного обеспечения (SAP, EMC и др.) выпустили или планируют выпустить линейку мобильных приложений,— рассуждает Альперович.— Сейчас невозможно представить успешного бизнесмена, который работает только на своем месте в офисе”.

Летом прошлого года решение для доступа к корпоративным приложениям с iPad и других устройств — “Мобильное рабочее место руководителя” — выпустила и компания ФОРС. Подробности рассказывает Андрей Чудновский, заместитель финансового директора: “Мы предлагаем мобильные решения, которые обеспечат доступ практически к любым корпоративным информационным системам: BI, CRM, системам документооборота и пр. К примеру, “Мобильное рабочее место руководителя”, установленное на iPad, позволяет согласовывать документы, получать уведомления о событиях, вести совещания и многое другое. При этом в мобильном решении не всегда нужно дублировать полностью всю функциональность базовой системы. Зачастую достаточно выводить на экран аналитическую отчетность”.

По словам Петра Городецкого, ситуация с корпоративными мобильными приложениями на российском рынке сегодня неоднозначная. Скорость проникновения новых технологий ниже, чем в западных компаниях. Кроме того, мобильные приложения наиболее востребованы в тех отраслях, которые у нас развиты в меньшей степени,— речь прежде всего о сфере услуг, включая бизнес-услуги. С другой стороны, проникновение мобильных устройств и использование личных устройств в корпоративных целях будут стимулировать этот рынок.

Мария Анастасьева
Коммерсантъ Секрет Фирмы
01.02.2012

К списку прессы ...