Автоматизация процессов управления рисками

Связаться

Предпосылки

Из-за быстро меняющихся правил бизнеса, сложной экономической и геополитической ситуации, ужесточения законодательства, появления новых технологий, изменений запросов общества на первый план сегодня выходят вопросы, связанные с совершенствованием корпоративных систем управления рисками. Эффективный риск-менеджмент позволяет своевременно идентифицировать появляющиеся риски и оперативно реагировать на них, поэтому компании уделяют ему всё более пристальное внимание.

Один из факторов успешного создания корпоративной системы управления рисками – использование передовых информационных технологий. Они позволяют не только выявлять и оценивать риски компании, но и оперативно реагировать на любые изменения параметров риска, причем именно оперативность сегодня является ключевой составляющей успеха.

Автоматизация процессов управления рисками позволяет повысить эффективность работы за счёт осуществления качественного и прозрачного управления рисками организации, снижения влияния человеческого фактора, повышения культуры управленческих рисков и уровня корпоративного управления.

Основные процессы управления рисками

В качестве основных процессов управления рисками, которые можно и нужно автоматизировать, условно можно рассмотреть следующие:

 

Идентификация рисков
Оценка рисков (Качественный анализ, количественный анализ рисков)
Методы управления рисками
Оперативное реагирования на риски
Мониторинг и контроль факторов, влияющих на риск

Требования к автоматизации управления рисками

Для успешной реализации основных процессов управления в автоматизированной системе должны быть выполнены следующие требования:

 

  • Поддержка всего процесса управления рисками от и до с использованием механизмов согласования, оповещения и документирования.
  • Получение и анализ данных из различных источников для выявления рисков.
  • Использование встроенных механизмов, обеспечивающих и поддерживающих различные методики анализа, расчётов и прогнозирования для оценки рисков.
  • Контроль за данными операционных систем, которые помогают и оперативно оповещают об изменении ситуации по рискам, с использованием методологий управления ключевыми индикаторами рисков (КИРы).
  • Статистическая, оперативная и аналитическая отчётность с применением современных инструментов представления данных для оперативного принятия управленческих решений.
  • Интеграция с ключевыми бизнес-системами (операционными, информационными и системами документооборота).

 

При построении автоматизированной системы управления рисками (АС УР) сегодня широко используются технологии Big data, которые предоставляют инструменты, подходы и методы обработки структурированных и неструктурированных данных.

Рассмотрим основные методы и технологии, предлагаемые к использованию при создании АС УР, с тем чтобы выполнить необходимые требования:

 

  • Формирование процессной модели УР с использованием технологии workflow – перекладываем методологию на процессы в формализованные структуры
  • Эта технология позволяет полностью или частично автоматизировать бизнес-процессы, в которых документы, информация или задания передаются для выполнения необходимых действий от одного участника к другому в соответствии с набором процедурных правил.
    Технология Workflow автоматизирует процесс, а не функцию, она связывает воедино организацию, людей и процессы. Она описывает поток работ, создаёт его и управляет им с помощью программного обеспечения, которое способно интерпретировать описание процесса, взаимодействовать с его участниками и при необходимости вызывать соответствующие приложения и инструментальные средства.

  • Формирование хранилища данных, с использованием современных способов получения данных для последующего анализа
  • Технологии, использующиеся при создании структурированных хранилищ данных, позволяют не только задать и сформировать структуру для проведения всевозможных действий с полученными данными, но и определить их источники, создать модели поиска и получения информации (интеграция) из различных источников – внешних и внутренних, структурированных и неструктурированных с использованием методов Data Mining в оперативном режиме.
    Методов много, единственное, что их объединяет – это используемый математический инструментарий вместе с достижениями в сфере информационных технологий.

  • Автоматизация процессов анализа, расчётов с механизмами моделирования или прогнозирования данных по рискам, где для моделирования и прогнозирования используются методы machinе learning
  • Простого моделирования и прогнозирования полученных данных уже недостаточно для эффективного ведения бизнеса, тем более для управления рисками. Понимание причин, мотивов и окружающей ситуации — вот необходимое условие для принятия оптимального решения. Этот метод наиболее эффективен, если человек и машина объединяют усилия. Машинное обучение используется для поиска значимых зависимостей и прогнозирования результатов, а специалисты по данным интерпретируют результат, чтобы понять, почему такая связь существует. В результате становится возможным принимать более точные и верные решения.

  • Современные методы формирования отчётности и визуализации оперативных, аналитических и статистических данных с использованием дэшбордов и инфографики

Основные компоненты автоматизированной системы УР

В качестве основных компонентов АС УР должны выступать как раз модули, автоматизирующие ключевые функции корпоративной системы риск-менеджмента:

 

Модуль автоматизации основных
бизнес-процессов управления
рисками
Модуль анализа данных
Модуль интеграции
Модуль визуализации
и отчётности

С использованием всевозможных механизмов регистрации, оповещений, статусов состояний, с организацией взаимодействия всех участников процессов УР, с обеспечением функций от ввода информации по риску до мониторинга и контроля всех действий, связанных с данными риском.

Позволяет не только выполнять оценку рисков по ранее настроенной методике, но и использовать различные методы моделирования и прогнозирования возможного развития событий с использованием методов машинного обучения.

Позволяет настроить механизмы взаимодействия с внутренними и внешними бизнес-приложениями для поиска и получения данных для анализа и контроля.

Обеспечивает построение отчётов и предоставляющий инструменты визуализации отчётных данных.

Предлагаемые варианты создания автоматизированной системы управления рисками

При создании АС УР компании в зависимости от предпочтений могут выбирать каждый свой путь – от использования специализированного узконаправленного готового решения для управления рисками до внедрения платформенного решения по автоматизации всех служб контроля, в том числе и риск-менеджмента; от собственной разработки по текущим требованиям до специализированной разработки полнофункционального решения для автоматизации системы управления рисками с использованием современных информационных технологий.

Одним из предлагаемых к рассмотрению вариантом является платформенное решение АВАКОР, которое позволяет автоматизировать процессы УР в комплексе с процессами внутреннего аудита и внутреннего контроля с применением технологий и подходов Big Data.

 

АВАКОР Digital Design

Как работает компонент АС система контроля за изменением ключевых индикаторов рисков в автоматизированной системе контроля рисков

Перед большинством предприятий промышленного и финансового сектора стоит проблема недостаточной степени прозрачности политик, средств контроля и транзакций в ERP-приложениях, где циркулирует финансовая информация. Не имея возможности постоянно оценивать финансовые средства контроля и степень соответствия нормативам, компании вынуждены вручную находить и устранять нарушения политик, которые выявляются в процессе закрытия финансовой отчётности или аудита, что вызывает лавинообразный рост затрат.

Контроль рисков, связанных с финансовыми и производственными процессами, критически важен для любой организации.

Инструменты АВАКОР позволяют постоянно отслеживать операции, данные и действия в ключевых бизнес-системах как финансовых, так и производственных. В случае обнаружения подозрительных действий или деловых операций механизмы платформенного решения АВАКОР оповещают основных участников процесса, регистрируют полученную информацию о критических данных в системе, тем самым предупреждая о возможности наступления негативного события и предоставляя необходимые средства для активного и своевременного устранения возникших нарушений. Это позволяет предпринять правильное ответное действие и выстроить систему защиты на будущее. (Читать далее)

Решение включает настраиваемую и расширяемую библиотеку запросов для контроля, основанных на передовом опыте в финансовом управлении. Подобное структурирование позволяет не ограничиваться документированием средств контроля и осуществить автоматическое обеспечение выполнения средств контроля, реализовав точную и своевременную финансовую отчетность.

Система позволяет настроить рассылку оповещений о нарушениях политики контроля соответствующим лицам согласно характерным для компании показателям, например, географическому расположению, линейке продуктов или зоне ответственности за бизнес-процессы. Такая гибкость гарантирует, что сообщения будут доставлены именно тем, кому они должны быть доставлены, и заинтересованные лица получат однозначную точную информацию о состоянии критически важных средств контроля.

АВАКОР предоставляет гибкую интеграцию с бизнес-приложениями организации, позволяя получать в автоматизированном режиме актуальную информацию по ключевым индикаторам рисков в режиме реального времени, с оповещением о возникших отклонениях или произошедших инцидентах.

Полученные возможности

Внедрение автоматизированной системы управления рисками обеспечит следующие возможности:

 

  • Ведение, развитие и поддержку единой методологии управления рисками в рамках всей компании.
  • Создание и ведение реестров рисков. Позволит не только собрать данные по текущим рискам, но и накопить данные за прошлые периоды.
  • Повышение прозрачности управления рисками.
  • Организацию мониторинга исполнения контрольных процедур по управлению рисками.
  • Облегчение управления изменениями бизнес-процессов.
  • Контроль результатов и получение информации для анализа свершившихся рисков.
  • Предоставление данных для внутреннего аудита с целью обеспечения риск-ориентированного подхода к внутреннему аудиту.
Узнать больше

Я ознакомлен(а) с условиями политики в отношении обработки персональных данных и даю согласие на обработку персональных данных