Оптимальное размещение сети автодорог с учетом расположения источников строительных материалов

Описание задачи

Кроме условий строительства и различных ограничений строительства, существенным фактором, влияющим на стоимость автодороги, является плечо возки строительных материалов. Зная расположение источников строительных материалов (например, карьеров), возможно спроектировать расположение сети автодорог таким образом, чтобы добиться оптимального соотношения между суммарным плечом возки строительных материалов и протяженностью дорожной сети. Оптимальное соотношение в данном случае подразумевает минимальную стоимость строительства дорожной сети.

Источники данных

Оптимальное размещение сети автодорог с учетом расположения источников строительных материалов

Для решения задачи используются следующие данные:

  • Спутниковые снимки
  • Геологическая карта и результаты инженерно-геологических исследований
  • Координаты и характеристики карьеров строительных материалов
  • Топография (болота, лес, просеки, реки)
  • Рельеф

Работы по проекту

В пилотном проекте, исходя из данных геологических карт, было выделено три участка для возможного размещения карьеров при затратах грунтовых строительных материалов 3 м3 на погонный метр дороги. На основе информации о потенциальных объемах грузоперевозок, получены следующие значения для объема перевозок строительных материалов от выделенных карьеров:

  • 3706 м3 км
  • 5492 м3 км
  • 4057 м3 км

 

Полученная информация позволила построить оптимизированную схему сети автодорог:

 

Оптимальное размещение сети автодорог с учетом расположения источников строительных материалов

Разработка всех трех карьеров дает объем перевозок равный: 1 856 м3/км при первоначальной проектной схеме (рисунок слева) и 1 560 м3/км при оптимизированной схеме (рисунок справа).

Таким образом выбор правильного местоположения для карьера позволил уменьшить стоимость перевозок строительных материалов примерно в два раза.

Итоги проекта

Применение предложенного алгоритма в конкретном случае позволило уменьшить протяженность дорог на 18%. В данном примере оптимизирована сеть дорог с учетом топографического размещения объектов.

В рамках разработки системы оптимального размещения объектов планируется использовать комплексный подход к проектированию. Будет учитываться оптимальное размещение площадных объектов (кустовые площадки, ДНС, УПН, карьеры и пр.) и другие факторы (растительность, гидрография, геология, нормативные требования). Данный подход позволит сократить время концептуального проектирования, минимизировать возможные ошибки проектирования, а также сократить капитальные и эксплуатационные затраты при разработке месторождений на 5-10%.

Узнать больше

Я ознакомлен(а) с условиями политики в отношении обработки персональных данных и даю согласие на обработку персональных данных