17 апреля 2012
Интервью с Алексеем Рытовым, главным дизайнером Digital Design
Что такое UX и зачем оно нужно?
UX или User Experience не имеет устоявшегося перевода на русский язык, самое близкое — это «проектирование опыта пользователя». Чтобы не углубляться в терминологические дебри, можно упрощенно считать, что это синоним слова «юзабилити» (хотя, конечно, это очень приблизительная интерпретация).
Гораздо интереснее, зачем UX нужен. Проведем параллель с авторынком. На заре автомобилестроения было важно, чтобы автомобиль просто был, потом стало важно, чтобы он был надежным, затем — дешевым. И лишь когда рынок насытился, в добавок к наличию, надежности и дешевизне потребовалось, чтобы автомобиль нравился потребителям. А чтобы нравиться, мало сделать его сверкающе красивым – необходимо, чтобы производитель думал об удобстве конечного потребителя с самого первого эскиза.
То же произошло и с индустрией программного обеспечения (включая веб). Наличие некоего функционала за определенную сумму денег уже не является единственным критерием выбора (ключевое условие – что этот выбор у потребителя есть). Бизнес все чаще требует, чтобы софт был удобным для конечного пользователя. Казалось бы, какое дело большому боссу до девушки-администратора, которая регистрирует посетителей в частной клинике — ну неудобно ей, и что с того? Действительно, часто “боссу” до девушки дела нет, а вот если эта девушка на регистрацию клиента потратит не шесть минут, а четыре, а эти две сэкономленных минуты умножить на 500 филиалов по всей стране и несколько сот тысяч клиентов, то выйдет довольно крупная экономия. Возвращаясь к автоиндустрии: таксисты у нас в городи ездят на Фордах и Шевроле, а не на Ладах не из-за комфорта клиентов, а из-за более выгодного соотношения цены к ресурсу автомобиля.
Насколько UX развит в России?
В этой области, как и во многих других, наша страна в числе догоняющих. На западе (особенно в США) есть серьезное обучение в университетах, стабильный спрос, традиции. У нас в какой-то мере уже достаточно давно все это есть (об этом говорит хотя бы тот факт, что конференция UX-Russia проходит уже 10 лет). Но при этом последние пару лет ситуация с UX похожа на лихие 90-е в бизнесе. Спрос явно превышает предложение, хорошие специалисты есть, но их недостаточно, а это хорошая почва для фирм-однодневок и чудо-целителей от юзабилити. Думаю в ближайшие два-три года UX-рынок в России сформируется.
Как должно быть встроено UX-проектирование в производственный процесс?
Я вижу два основных пути внедрения данной компетенции в компанию. Первый путь — это выделенное подразделение. Его относительно легко создать – достаточно найти сильного ведущего специалиста и под него уже нанимать необходимых работников. Такое подразделение может выполнять внутренние заказы и давать достаточно быстрый эффект. Однако такое решение имеет и минусы — оно по определению немного чужеродно для производственных департаментов, кроме того, я видел, как с уходом лидера компанию покидали все юзабилити-специалисты в полном составе.
Мы в Digital Design выбрали второй вариант — взращивание собственной UX-компетенции в каждом департаменте. Это более сложный путь, но мы верим, для нас он более правильный. Сложный, потому что приходится менять производственный цикл в десятке подразделений, поскольку в каждом отделе и департаменте нужно посадить росток UX, притом такой, чтобы через год он разросся, а не был задушен прочими нуждами. Почему мы считаем такой подход более правильным? Потому что если руководитель бизнес-линии осознал, что UX ему нужен, полезен для бизнеса, и у него есть устоявшийся процесс и обученные специалисты — у такого подразделения уже нет пути назад, оно не сможет жить по-старому, и если вдруг уволится UX-дизайнер, ему быстро найдут замену.
В каких продуктах и решениях UX необходим в наибольшей степени?
В тех, где есть пользователь. Конечно, пользователь есть во всех продуктах, переформулирую. UX важен в тех продуктах и проектах, где в зависимости от поведения пользователя бизнес может выиграть или проиграть. Иногда нужно, чтобы пользователю в первую очередь «нравилось», иногда, как в примере выше, бизнес выигрывает от скорости его работы в системе, также существует много решений (например, медицинских), где главным критерием является отсутствие ошибок при использовании интерфейса.
Где взять хорошего специалиста по UX?
Как я уже говорил, спрос превышает предложение. При этом спрос будет расти в ближайшие годы, возможно даже скачкообразно. Кроме того, UX — это очень комплексная дисциплина, тут и аналитика, и психология, и дизайн. Готовых специалистов, покрывающих все эти дисциплины, не так много. Поэтому мы предпочитаем их взращивать внутри компании. Для этого мы разработали методику комплексной оценки UX-специалистов, по результатам которой каждому присваивается определенный уровень. Также мы стараемся, чтобы каждый специалист знал ответы на два вопроса — «какая мне выгода от того, если я перейду на следующий профессиональный уровень» и «что мне для этого нужно сделать».
В этом году в рамках нашей «Школы разработчика» мы открыли UX поток. В настоящее время у нас стажируется 12 студентов, с некоторыми из них руководители подразделений уже договорились о дальнейшей работе.