8 ноября 2024
2024 год должен стать переломным для активного вовлечения в процесс импортозамещения организаций, ранее занимавших выжидательную позицию. В первую очередь это касается коммерческих предприятий. К такому выводу приходит TAdviser в новом обзоре «Импортозамещение ПО 2024».
Антон Варфоломеев, генеральный директор компании «Диджитал Дизайн», прокомментировал для издания различные аспекты перехода на российское программное обеспечение в области автоматизации бизнес-процессов и систем электронного документооборота.
Импортозамещение в сегментах СЭД / ЕСМ / ВРМ
Эксперт отметил существенное различие в уровне проникновения отечественного ПО между организациями госсектора и бизнесом. В госсекторе первые внедрения собственных BPM-решений на российском или свободном системном программном обеспечении компания «Диджитал Дизайн» реализовала почти 10 лет назад. Еще в 2015 году система документационного управления «Приоритет» на СУБД PostgreSQL была развернута в одном из федеральных органов власти.
«В настоящее время можно констатировать, что уровень импортонезависимости предприятий госсектора в части прикладного ПО, такого как СЭД, BPM и ERP-системы, близок к 70-80%, а системного и офисного клиентского ПО — 30-40%», — поделился эксперт.
Что касается коммерческих структур, то, по оценкам компании, около 80% новых проектов в сегменте СЭД и BPMS включают отказ от иностранного ПО в том или ином виде — как минимум в серверной части (СУБД, сервер приложений).
Неравномерность миграции
Антон Варфоломеев подчеркнул дисбаланс в уровне импортозамещения серверного и клиентского ПО (рабочие станции пользователей и мобильные устройства). Большинство организаций — как коммерческих, так и в госсекторе — чаще всего начинают свой путь к импортонезависимости с серверного системного (ОС, СУБД) и прикладного ПО (ECM, ERP, BPM, СЭД и другие системы).
Предпосылок именно к такому подходу, по словам эксперта, две. Первая заключается в том, что подобное ПО чаще всего является самым дорогим в инфраструктуре организации. Соответственно, именно эту статью расходов целесообразно оптимизировать прежде остальных. Вторая причина обусловлена тем, что не нужно заставлять конечных пользователей существенно менять свои привычки — замену серверной инфраструктуры они могут даже не заметить, продолжая применять знакомые им приложения на своих рабочих местах и устройствах.
«Так, например, мы уже долгое время делаем проекты по переходу с сервера электронной почты Microsoft Exchange на отечественный CommuniGate Pro. При этом пользователи продолжают работать из привычного им приложения Outlook. Что касается мобильных устройств, то можно констатировать, что реальных альтернатив платформам Apple и Android сейчас практически нет. Мы реализовали несколько проектов по внедрению мобильного приложения руководителя для СЭД «Приоритет» на отечественной мобильной ОС Аврора — но это все еще скорее экзотика, нежели рядовая история», — рассказал Антон Варфоломеев.
Ближайшие перспективы
Импортозамещение продолжит оставаться главным драйвером развития ИТ-отрасли еще много лет.
«Но акценты его немного сместились: после первой волны отказа от западного ПО в части самых массовых и распространенных сервисов, включающих электронную почту, порталы, СЭД и BPMS, сейчас очередь постепенно доходит до узкоспециализированных и нишевых систем, — рассказал эксперт. — Например, за последние 2 года мы отметили растущий интерес к таким нашим продуктам, как информационная система коллегиальных органов «Ареопад» (является заменой импортных сервисов ContractZen, Azeus Concene, Webex Meeting) или решение «АВАКОР» для автоматизации внутреннего аудита, контроля и оценки рисков (является заменой западных TeamMate и SAP GRC)».
В условиях постоянно растущих киберугроз также становятся очень востребованы решения в части информационной безопасности. В этом сегменте в компании «Диджитал Дизайн» видят интерес к средству защиты информации «Цифровой КУПОЛ», предназначенному для централизованной авторизации и аутентификации пользователей в информационных системах организаций, а также к мобильным приложениям семейства «Защищенная мобильность» с поддержкой российской криптографии.
Подробнее, как решаются задачи замещения импортного программного обеспечения в России в 2024 году, можно прочитать в статьях обзора.