Как меняется «Цифровая экономика» в 2020 году

Национальный проект «Цифровая экономика» сейчас является основным драйвером цифровизации в России. С началом его действия произошел значительный сдвиг в темпах внедрения передовых решений в государственных структурах, и этот тренд подхватили многие компании. Предлагаем вспомнить, как проект вступил в действие, подвести первые итоги и узнать о последних изменениях, которые вступили в силу в 2020-м году.

Создание программы и цели

Повышение эффективности и упрощение взаимодействия гражданина и государства при помощи электронных сервисов – основная задача национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая была утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Программа была создана для формирования доступной для всех устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры , обработки и хранения больших объемов данных, а также использования преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями – то есть в первую очередь для обеспечения цифрового суверенитета государства. «Цифровая экономика Российской Федерации» включает шесть федеральных проектов с периодом реализации с октября 2018 по 2024 год включительно:

  • «Нормативное регулирование цифровой среды»;
  • «Информационная инфраструктура»;
  • «Кадры для цифровой экономики»;
  • «Информационная безопасность»;
  • «Цифровые технологии»;
  • «Цифровое государственное управление».

Предполагается, что за это время затраты на развитие направления по доле ВВП вырастут с 1,7% (2017 год) до 5,1%, а доля России в мировом объеме услуг по хранению и обработке данных — с 0,9% до 5%.

Первые итоги

Самое главное – после утверждения национального проекта «Цифровая экономика» произошел стратегический сдвиг в планировании активностей по цифровой трансформации. В 2019 году развитие новых технологий стало национальным приоритетом, а Правительство приняло концепцию мер поддержки отрасли. В декабре 2019 года планы по развитию цифровых технологий представили и госкорпорации: всего было утверждено семь «дорожных карт» — это системы распределенного реестра, технологии беспроводной связи, компоненты робототехники и сенсорики, технологии виртуальной и дополненной реальности, нейротехнологии и искусственный интеллект, квантовые и новые производственные технологии.

Вместе с тем, по данным Счетной палаты фактические расходы за 2019 год составляли 53,6% от плана, а на первых этапах реализации задач постановления абсолютное большинство федеральных органов исполнительной власти (порядка 90%) не справилось с задачей по согласованию планов информатизации в Минкомсвязи.

Предпосылки изменений в 2020-м

На 2020-й год выделен рекордный объем финансирования по нацпроекту — 498,2 млрд руб. 12 марта премьер-министр Михаил Мишустин на заседании Правительства России сообщил о скором утверждении типовой ведомственной программы цифровой трансформации, которая рассчитана на три года, в которой основной акцент будет сделан на показатели, по которым можно будет оценить результаты внедрения информационных технологий.

Основной принцип нового подхода к автоматизации – принцип платформы, на которой будут разрабатываться продукты, а соответственно будут остановлены и все работы по направлениям, которые не соответствуют этой платформенности. «Информационные системы должны работать в интересах каждого гражданина, конкретного пользователя услуги, которую оказывает государство. Поэтому в основе каждой системы должна лежать в том числе и обратная связь, удовлетворённость той услугой, которая была оказана в результате платформенных решений» – заявил Михаил Мишустин. Также в своем выступлении он сделал акцент на необходимость активного межведомственного взаимодействия.

Последние изменения

В апреле 2020 г. для исполнения поручения премьер-министра ‎от 14 марта 2020 г. был разработан и представлен проект «Положения о ведомственных программах цифровой трансформации», а в октябре документ был одобрен Правительством и закреплено внесение изменений в соответствующие правовые акты. Положение предлагает комплексный подход для повышения эффективности процесса цифровой трансформации системы госуправления, вносит изменения и признает утратившими силу некоторые правовые акты. Также нововведениями стали трехлетний горизонт планирования программ с ежеквартальной отчетностью и персональная ответственность руководителей ведомств за заявленные в программах показатели. Но давайте начнем с определений!

Определение цифровой трансформации

Новый документ определяет «цифровую трансформацию» как «совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения ИТ в свою деятельность.

Планирование

Ранее органы государственной власти должны были ежегодно составлять планы информатизации, который необходимо было согласовать с Минцифры (как писали выше, с этим в 2019 году справились только 10% ведомств). Теперь же процесс планирования будет реализован в рамках ведомственных программ с утверждением целевых показателей по результатам деятельности на три года, программы будут утверждаться ежегодно. Ответственными за их разработку и утверждение назначены профильные руководители цифровой трансформации (CDTO) уровня заместителя руководителя ведомства. Еще до их утверждения госорганами проекты программ будут согласовываться с Минцифры и рассматриваться президиумом правительственной комиссии по цифровому развитию и использованию информационных технологий.

Оценка результатов

Из предшествующих положению публичных обсуждений цифровой экономики было понятно, что новый документ подробно опишет механизм оценки эффективности трансформации. Согласно новому документу, показатели результативности формируются с учетом следующих целей: повышение надежности и безопасности информационных систем, оптимизация управления, повышение удовлетворенности граждан и бизнеса государственными услугами, создание условий для сокращения доли теневой экономики, достижение технологической независимости от иностранного оборудования и ПО, достижение надежности и безопасности инфосистем, уход от избыточной административной нагрузки на предпринимателей.

Теперь руководители цифровой трансформации не реже одного раза в квартал будут представлять в Минцифры информацию о достигнутых государственными органами значений показателей результативности цифровой трансформации и статусе реализации проектов. Минцифры же в свою очередь предоставляет ежеквартальный отчет о статусе реализации проектов и выявленных отклонениях в президиум комиссии по цифровому развитию и использованию ИТ. Новая система предполагает учет по ряду взаимосвязанных показателей результативности ведомств, а постоянный контроль их достижения поможет принять дополнительные меры на ранних этапах в случае возникновения проблем.

Распределение ответственности

Положение закрепляет за Минцифры статус федерального госоргана, уполномоченного «для экспертной оценки документов, используемых при планировании, создании, развитии и использовании ИКТ в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами».

Минфину было поручено заняться обеспечением целевого расходования средств госбюджета и внебюджетных госфондов: теперь бюджетные лимиты на плановый период в сфере ИКТ утверждаются госорганам в рамках бюджетов ведомственных программ. Федеральный бюджет и внебюджетные фонды расходуются только на мероприятия в рамках утвержденных программ цифровой трансформации.

«Трехлетний период планирования позволит более комплексно оценивать детали реализации долгосрочных проектов, а ежеквартальный мониторинг достижения KPI поможет на ранних стадиях выявить отклонения и своевременно принять меры. При помощи контроля со стороны Минфина средства федерального бюджета и внебюджетных фондов будут расходоваться более эффективно. При этом многие параметры Цифровой трансформации все еще прописаны абстрактно, поэтому необходимо напомнить их смыслом совестно с разработчиками. Мы, как компания, непосредственно осуществляющая Цифровую трансформацию, рассчитываем на тесное взаимодействие для реализации планов создания платформенных решений»

– комментирует Николай Подстрелов, директор по маркетингу Digital Design.