Хейнекен
Пивоваренный завод «Браво Интернешнл» (СанктПетербург) был приобретен одним из крупнейших мировых производителей пива — голландским концерном Heineken, и 1 марта 2003 года переименован в ООО «Пивоварня Хейнекен».
В настоящее время предприятие выпускает как собственные марки пива («Бочкарев», «Охота»), так и пиво под мировыми брендами Lowenbrau (Бавария), Buckler, Heineken (Голландия). Другим направлением деятельности компании является импорт и продвижение на российский рынок ирландского (Murphy’s) и голландского пива (Amstel). Производственная мощность завода составляет 5 млн. гектолитров хмельного напитка в год.
На современных предприятиях информационные технологии (ИТ) являются критически важным ресурсом для бизнеса, принимающим участие в формировании прибыли. В то же время, затраты на саму ИТ–службу должны быть минимизированы. Западная система управления предприятием предполагает высокие требования к эффективности деятельности всех без исключения подразделений компании. Отдел ИТ, являясь одним из ключевых в организации, должен отвечать этим требованиям, организуя свою работу таким образом, чтобы бизнесподразделения компании получали качественные и высокотехнологичные услуги с минимальными затратами.
На «Пивоварне Хейнекен» ИТ–подразделение решает широкий круг задач, обеспечивая работу основных бизнеспроцессов компании. С ростом и развитием предприятия все более остро вставали вопросы обеспечения пользователей информационной системы (ИС) качественной поддержкой, а также вопросы получения и анализа различной управленческой информации о деятельности ИТподразделения, согласования векторов развития ИТ и бизнеса.
Поддержка пользователей предприятия осуществлялась в неформализованном виде, несмотря на то, что с 1 июня 2004 года, были выделены операторы поддержки и единый телефонный номер для обращений пользователей. Присутствовали такие факторы как реактивный характер реагирования на запросы, отсутствие четкого механизма поддержки, плохая управляемость ресурсов поддержки, частое повторение одних и тех же проблем, некоординируемые и неконтролируемые изменения в инфраструктуре. Решением обращений пользователей мог заниматься любой сотрудник ИТ департамента, свободный в данное время. Регистрация и учет обращений велись неорганизованно, не отражали реальное состояние дел с приемлемой точностью и достоверностью. Большая часть заявок не фиксировалась. Имели место и факты «потери» заявок. Пользователи предпочитали обращаться за решением своих проблем к сотруднику, которого они знали лично.
Все эти проблемы требовали скорейшего решения в рамках существующих финансовых и временных ограничений. Назрела объективная необходимость в корректировке процессов функционирования и управления ИТ-инфраструктурой.
В мировой практике регулярного менеджмента понимание того, что ИТ являются таким же объектом управления, как и другие ресурсы предприятия (финансы, кадры и т.д.) появилось сравнительно недавно. На базе этих идей были созданы современные дисциплины управления ИТ (IT Service Management – ITSM). Используя принципы, заложенные в них, можно повысить ценность ИТ для бизнеса, эффективность и качество предоставляемых ИТ услуг.
Наиболее популярная среди ITSM–источников библиотека ITIL исходит из того, что всю оперативную деятельность ИТ-подразделения можно представить в виде набора взаимосвязанных процессов. Оптимизируя работу этих процессов, можно добиться повышения эффективности деятельности ИТ.
Именно благодаря бизнес-ориентированности, подход ITSM на базе библиотеки ITIL был выбран в качестве основного на Пивоварне Хейнекен при решении задачи оптимизации деятельности ИТ–подразделения. В связи с тем, что проект по внедрению процессного подхода необходимо было выполнить в сжатые сроки и, учитывая новизну этой темы, было принято решение о привлечении внешней консалтинговой компании. В качестве исполнителей работ по проекту была выбрана компания Digital Design.
Проект необходимо было реализовать таким образом, чтобы эффект от внедрения процессного подхода и элементов управления ИТ был виден через короткий промежуток времени. Именно поэтому было принято решение об использовании итеративного подхода при построении новой системы деятельности подразделения. Он позволяет получить ощутимые результаты в ближайшем будущем после начала проекта. Это в свою очередь дает возможность руководству предприятия убедиться в правильности выбранного пути и обеспечить поддержку принимаемых решений.
Основными целями проекта на первом этапе являлись:
Целями организации основного элемента новой системы управления - службы Service Desk были:
Проведя анализ представленных на рынке продуктов, сотрудники ООО «Пивоварня Хейнекен» отдали предпочтение системе автоматизации службы на базе продукта HP OpenView Service Desk 4.5. Не последнюю роль в выборе продукта сыграл опыт использования различных решений по автоматизации процессов управления ИТ в представительствах «Хейнекен» в других странах.
В качестве консультанта по внедрению продукта была выбрана компания Digital Design: компания имеет статус HP Software Business Partner, а также обладает большим опытом в применении продуктов Hewlett-Packard и построения ИТ-процессов и поддержки. Договор с компанией Digital Design заключен в ноябре 2004 года и в апреле 2005 года работы по проекту были завершены.
Проект продолжался в течение шести месяцев и достиг всех поставленных целей. Специалисты Digital Design организовали деятельность ИТ-подразделения ООО «Пивоварня Хейнекен» на принципах IT Service Management (ITSM), используя модель процессов управления ИТ-услугами библиотеки ITIL (в части ITSM).
Автоматизация проектных решений с помощью HP OpenView Service Desk 4.5 позволила не только точно реализовать разработанные процедуры, но и предоставила возможность в ближайшем будущем автоматизировать другие процессы управления ИТ, благодаря гибкости и расширяемости продукта.
Используя WEB-интерфейс автоматизированной системы, электронную почту или звонок по телефону, пользователь может направить запрос в централизованную службу поддержки пользователей. Кроме того, через WEB-интерфейс потребитель услуг ИТ может самостоятельно выполнять следующие действия:
Создавая новую заявку, пользователь должен указать описание, категорию (инцидент, консультация, жалоба, запрос на обслуживание), степень влияния, конфигурационную единицу.
В результате проекта работники ИТ-отдела ООО «Пивоварня Хейнекен» получили удобный инструмент регистрации заявок пользователей, инцидентов, проблем, и их дальнейшей обработки: маршрутизации, контроля сроков решения, мониторинга. При этом взаимодействие сотрудников компании с ИТ-службой существенно упростилось: появилась возможность автоматической регистрации заявок пользователей с помощью Web-интерфейса и электронной почты, что также способствует снижению нагрузки на операторов службы Service Desk.
«Необходимость в полноценной автоматизированной диспетчерской службе ИТ назрела давно. Создание такой системы позволило систематизировать информацию об обращениях пользователей и работу отдела ИТ как такового. Анализ этой информации позволяет оптимизировать и обеспечить прозрачность деятельности ИТ службы для компании. Появилась возможность отчитаться за работу с указанием конкретных чисел и оценить качество предоставляемых услуг. Кроме этого, укрепилась уверенность в необходимости автоматизации и других процессов управления ИТ»
Илья Крайчик —
Директор Службы Информационных Технологий Группы Хейнекен в России