Проблема отсутствия у сотрудников мотивации к изучению чего-то нового, будь то информационная система или область профессиональных знаний, может быть решена с помощью инструментов геймификации, например, при разработке корпоративного портала. Суть подхода заключается в использовании игровых механик для реальных бизнес-процессов, реализуемых в компании. Например, аудиторская компания Deloitte внедрила игровые элементы на внутренней образовательной платформе Deloitte Leadership Academy (DLA). Наряду со стандартными инструментами обучения, такими как курсы, видеолекции и тесты, на платформе представлены элементы, позаимствованные из игр: списки лидеров, публичные награды или бейджи за достижения и миссии. Механика последних разработана таким образом, чтобы не только мотивировать сотрудников начать обучение, но и поддерживать интерес к платформе цифрового рабочего места (digital workplace). Например, список лидеров не фиксируется, как стандартный «рейтинг лучших за все время», а обновляется еженедельно. За счет этого работники видят, что каждый из них может достичь вершины, и продолжают возвращаться к игре – после внедрения системы число пользователей, еженедельно использующих платформу, увеличилось на 37%.
Как применить геймификацию для адаптации персонала к новым информационным системам
Специалисты выделяют более 50 игровых механик, которые можно применить в бизнесе. Среди них, помимо упомянутых до этого, такие как неожиданные или вручаемые только в определённое время награды, «битвы с боссами» (решение сложных задач после завершения нескольких лёгких), соревнования между игроками, лотереи и другие. Некоторые из них можно использовать для адаптации персонала к новым информационным системам (ИС):
- Постепенное открытие новых «уровней» системы. Во многих играх игроки не сразу знакомятся со всеми возможностями и умениями. Аналогично этому, при обучении сотрудника навыкам работы в новой информационной системе можно оставлять некоторые её модули закрытыми и открывать их только, когда он ознакомится с предыдущими. Это одновременно упростит понимание на начальном этапе и будет поддерживать интерес к системе, желание узнавать новое. На основе этой механики работает приложение для изучения иностранных языков Duolingo. В начале игры пользователю предлагается пройти уровни, направленные на изучение базовых слов по нескольким темам (животные, еда и т.д.), затем уровни становятся сложнее, например, добавляются задачи на грамматику. Из-за того, что с каждым разом пользователь сталкивается с более сложными задачами, которые интересно решать, интерес к приложению не ослабевает.
- Присвоение наград и званий за достижения. Во многих современных играх реализованы две похожие механики, которые, в то же время, опираются на разную внутреннюю мотивацию людей: награды за большое количество выполненных действий и награды за открытие скрытых элементов игры, «пасхальных яиц». Обе механики можно реализовать при обучении персонала навыкам работы в новой ИС: награждение сотрудников (виртуальными или реальными наградами) за открытие всех возможностей какого-то блока функциональности платформы или за открытие редко используемых функций.
- Решение головоломок. Головоломки – один из самых популярных жанров игр. Люди любят преодолевать трудности и решать задачи, которые казались сложными или невыполнимыми. Одним из вариантов головоломок в процессе обучения работе в новой информационной системе может быть решение какой-то типовой задачи без использования функций, которые специалист использует обычно. Влияние таких головоломок на адаптацию к платформе будет максимальным, если они будут спроектированы таким образом, чтобы их решение в будущем упрощало работу сотрудника и учило его, как ускорить процесс решения его обычных задач.
- Соревнования. На финальном этапе, когда персонал уже достаточно хорошо знаком с функциями цифрового рабочего пространства (digital workspace), можно организовать соревнования между сотрудниками, в которых нескольким из них будет ставиться одинаковая задача, а выиграет тот, кто предложит наиболее простое и быстрое решение, опираясь на все функциональные возможности платформы. Это одновременно мотивирует сотрудников искать наиболее оптимальный способ решения задач и позволит сформировать внутреннюю базу знаний с описанием лучших практик работы. в 2014 году разработчикам социальной сети «Одноклассники» представили игру, целью которой было исправление мелких багов платформы, которые накопились за годы её существования. За исправления они получали достижения и поднимались в рейтинге. Игра была разработана таким образом, чтобы разработчики награждались сильнее не за исправление множества однотипных багов, а за «прокачку» разных навыков (для этого каждой группе багов были присвоены необходимые навыки). В итоге, за пять дней была исправлена половина всех багов, выделенных для участия в игре несмотря на то, что за это время к ней успело присоединиться только четверть разработчиков.
Это лишь некоторые из игровых механик, которые можно использовать при адаптации персонала к новым информационным системам компании. Стандартные методы обучения сотрудников не способны так же сильно заинтересовать работников. Обычно это приводит к тому, что дорогостоящее решение установлено, но не приносит той пользы бизнесу, которую могло бы. Инструменты геймификации позволяют одновременно мотивировать персонал изучать платформу в начале её внедрения и продолжать находить новые функции и упрощать процессы в будущем.
Мы, в Digital Design, следуя за потребностями клиентов, также используем инструменты геймификации при обучении и адаптации персонала к ИС. Сейчас мы реализуем проект внедрения игровых механик на корпоративном портале одного из наших клиентов для обучения сотрудников правилам производственной безопасности.