Проектная работа: секреты долгосрочного успеха

Проект – это любая деятельность в организации, которая, в отличие от операционной деятельности, ставит перед собой выполнение определенных задач для получения уникального результата. IT-отрасль полна различных проектов в силу особенности конкретных предприятий, для которых создаётся программное обеспечение. Так как же должно выглядеть стратегически надёжное партнерство между исполнителем и заказчиком?

Полина Трофимова
Полина Трофимова
Руководить проектов заказной разработки, Digital Design

20 лет эксплуатации ИТ-системы? Да вы шутите! Нет, не шутим, а констатируем, – скажет ведущий эксперт программных технологии компании Digital Design Юрий Жуковец. Один из наших проектов – система по учету средств вычислительной техники, начался со сравнительно простой постановки задачи, однако с каждой итерацией система всё больше обрастала полезными сервисами, дополняя модель данных. Только на 21-м году жизни заказчиком было принято решение перенести логику в ERP. Важно, что и сейчас пользователи вспоминают, как наша система была хороша и удобна.

Еще пара примеров, хотя уложить в пару строк историю про разработку и развитие системы, с которой связывает 10-20 лет работы нелегко...

  1. Британский благотворительный фонд Prince’s Trust более 17 лет развивал систему работы с заявителями командой Digital Design.
  2. Система документооборота Docsvision эксплуатировалась у крупного российского заказчика многие годы. Потребовался переход на СПО. Заказчик, понимая, сколько логики уже заложено в системе, предпочел перейти на версию СПО нашего же продукта, хотя цена вопроса была немаленькой – но были сохранены все реализованные ранее процессы.
  3. Руководитель ИТ-подразделения International Paper, Нигел Хопкинс (Nigel Hopkins), стал нашим заказчиком по направлению аналитическими хранилищами данных. Разработанные нами OLAP-кубы использовались для принятия решений о развитии производства более 10 лет. Перейдя в компанию Tetra Pak, г-н Хопкинс предложил нашей компании разработать MDM-систему (Master Data Management), которая имела универсальный движок для масштабирования по всем географическим локациям мира. Через несколько лет этот же заказчик перешел в IKEA, и Digital Design выполнял проект по заполнению контента каталога IKEA. В финале этой биографии – г-н Хопкинс разместил у нас свой личный заказ на создание новой поисковой системы для локальных бизнесов.

О чем были эти истории? В них много отличий, это не тиражируемые продукты, каждая система была уникальна. Это про отношения. О том, как взаимодействовать с клиентами, чтобы сделать сотрудничество долгосрочным. В первом случае архитектура и эргономика системы были хороши и не требовали модернизации. Во втором – компетентность сотрудников позволяла выполнять развитие проекта со сложной логикой. В остальных – заказчик встретил полное взаимопонимание в части проектирования и доверял новые проекты уже проверенной компании. Как результат – проекты с длительным развитием, объемная техническая поддержка и новые заказы.

Мантры успеха

Как оказаться внутри таких историй? Мне кажется, есть два правила, которые точно могут сработать:

  1. «Сделать уникальное или лучшее в линейке ПО, тогда никто от вас никогда не уйдет» Например, «изобрести» MS Excel. Многие наши высокотехнологичные системы со сложными вычислениями и бизнес-процессами продолжают конкурировать с электронными таблицами Excel.
  2. «Быть главным экспертом в предметной области, чтобы поддерживать и актуализировать бизнес-процессы вместо заказчика». Тогда вы станете незаменимы, однако есть риск утечки ресурсов в поддержание непрофильных знаний.

Вариант коррупции не рассматриваем. Она работает до ближайшей смены руководства и системы потом долго не живут. Способ неудачный с любой стороны.

Лайфхаки на закуску

  1. Доверие заказчика. Это не слова, это – отсутствие ошибок не в коде, а в работе: открытость, честность, вовлеченность во все процессы. Заказчик, как участник команды разработки.
  2. Высокая IT-компетентность. Умение проектировать современные и даже «будущие» системы заметно продлевают жизнь ИТ-систем. Видеть перспективные технологии, не бояться встраивать их в архитектуру – в результате ваша система будет в тренде сейчас и еще 5-10 лет будет современной.
  3. Готовность модернизации уже выполненных проектов. «Если работает, то ничего не трогай и ничего не меняй», - один из классических анекдотов про программистов. Но! Не бояться переносить свои системы на новые технологии – это гарантировать вашему заказчику постоянную актуальность и скорость ваших сервисов.
  4. Стабильная команда. Длительные проекты – это команда, которая, развиваясь, остается рядом. Это разделенные знания, которые строят новые идеи на известной платформе. Постоянная смена сотрудников не делает проект стабильнее, а архитектуру стройнее.
  5. Стандарты качества. Хорошо описанная система, качественная документация, выстроенные процессы разработки и удобные шаблоны проектных документов – гарантия недорогого и успешного развития системы, какой бы сложной она ни была.

Главный секрет – это вера заказчика в постоянство. Хорошо, если у вас есть реальные способы эту веру вселить и поддерживать. В Digital Design верят и заказчики, и партнеры, и сотрудники.

Продолжая использовать данный веб-сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и тем,
что группа компаний Digital Design может использовать файлы cookie для оптимизации работы веб-сайта.